Группа в детском саду постепенно пустеет. Вот и последние ребятишки неторопливо одеваются в коридоре под присмотром уставших мам. Воспитатель там, с ними, до конца, пока не помашет рукой вслед последнему малышу. Входная дверь жалобно скрипнула, смолкли шаги на ступеньках, можно вернуться в группу и навести порядок.
Все это время сижу на маленьком стульчике за детским столом, чтобы снизу, как сами малыши, рассмотреть окружающие предметы - разноцветную мебель, игрушки. Складываю в коробку оставленное кем-то на столе лото. Глаза привыкают к этому миру маленьких вещей и забавных кукол, поэтому, когда хозяйка группы показывается в дверном проеме, на секунду, оторопев, замираю: настолько Настя кажется взрослой в свои двадцать три...Уехать на год, вернуться через три- Банально, но я еще в детстве мечтала стать воспитателем, как, впрочем, и многие девочки. Со временем, конечно, мечта позабылась.В школьные годы попала в штаб старшеклассников Детско-юношеского центра, стала выпускником штаба и осталась там работать. Так что, получается, в педагогике я с семнадцати лет. Ты же помнишь, как мы с Аней Никуличевой занимались со штабными ребятами - сначала на полставки, а потом и полный рабочий день посвящали старшеклассникам (несколько лет мы проработали по соседству: я учила ребят школы-студии журналистики «Контакт», Настя Сорванова была руководителем штаба. Один на всех третий этаж ДЮЦа тогда и познакомил нас с Настей. - Прим. автора).А потом был «Орленок». Еще ребенком я бредила этим лагерем, несколько раз удалось туда попасть, поэтому поехала работать без долгих раздумий. Договорилась с Львом Алексеевичем (тогда Малейков был директором ДЮЦа), что вернусь через год в штаб, а на это время оставлю замену, но, получается, слово не сдержала. «Орленок» увлек надолго - в Северодвинск вернулась только через три года. Впрочем, мысль о том, что я предала штаб, мучила, поэтому старалась «доить» «Орленок» и с каждым приездом на Север привозить для штабных литературу, новые методики, игры, благо должность заместителя начальника лагеря по образовательной работе позволяла постоянно быть в курсе всех новинок.Вообще, этот лагерь в Краснодарском крае - безумно интересное место, куда приезжает много действительно мудрых и талантливых педагогов, которые дают понять всем нам, молодым и сомневающимся, что педагогика - это твое. Ах да, еще они дают веру в детей. Не знаю, как это объяснить, но пообщавшись с этими озаренными людьми, я влюбилась в детей, во все их причуды и даже капризы. Впрочем, есть свои минусы даже там - в чехарде смен, в постоянном потоке новых лиц, когда каждый месяц приезжают новые ребята, сложно запомнить и выделить каких-то ярких детей.А дети, даже в этом элитном месте, бывают разные. Летом, в самый жаркий купальный сезон, приезжают те ребята, родители которых могут себе позволить оплатить путевку в двадцать пять тысяч рублей. Эти ребята побывали уже на многих курортах, в разных городах мира и странах, где к ним относились трепетно и выполняли все прихоти. Они уже выстроили для себя четкую цель: получить заграничное образование и остаться там жить. А там, в «Орленке», с них требуют гражданско-патриотическую позицию, учат лидерству. Ведь «Орленок» и создан для того, чтобы воспитывать лидеров. А зимой приезжают совсем другие ребята, те, кто получил путевку в награду за свои достижения. У них и взгляд на мир другой, и есть стремление узнать больше, получить, выжать из педагогов все, что они сами знают.И немного о лидерахО лидерстве вообще сейчас говорят очень много. Считается, что советская школа, при всех ее достижениях, дает ребенку только теоретические знания, на западе школьников учат в первую очередь решать проблемы, строить планы, видеть цели, ставить задачи и уметь их решать. Наши выпускники могут доказать сложную теорему, но мало приспособлены к жизни, западные выпускники не так досконально изучают науки, но зато могут открыть свой бизнес.В наше время работает много школ, кружков, лагерей, которые развивают в ребятах лидерские качества, и сейчас, в принципе, каждый второй подросток готов не идти за кем-то, а вести всех за собой. Подростки стали самостоятельнее, жизнь заставила их быть лидерами. А в саду... таким карапузам, конечно, мы не можем дать полной свободы самоуправления, но пытаемся понемногу передавать им некоторые обязанности, поручения.И сколько бы не ругали западные подростковые фильмы или относились бы к ним со скептицизмом, там показано, как на Западе в самых незначительных, казалось бы, мелочах осуществляется патриотическое воспитание, которое у нас с таким трудом насаждается. Помнишь вечную тему, которая есть в каждом фильме: девочки с помпошками прыгают и читают слоганы в поддержку своей команды: футбольной ли, баскетбольной - не важно. Кто-то подумает, что это блажь, а ведь это и есть зачатки патриотизма - наши ребята, наша команда, школа, страна.Все дети замечательныеВернулась с юга защищать диплом в институте. В штабе за эти три года моего отсутствия уже появились новые педагоги, так я попала в детский сад. И не жалею. Впрочем, и старшеклассников не оставила - до сих пор стараюсь выезжать на коммунарские сборы. Да и не так давно был соблазн работы со старшими ребятами (смеется): вышел на меня директор одной из наших школ, предлагал взять на себя, помимо основной работы, классное руководство: «Днем будешь свои горшки мыть, а во второй половине дня приходить к нашим ребятам, а то там такие сорванцы, что ни один учитель брать их себе не хочет. Ты справишься». Отказалась. Не потому, что испугалась работы со сложными детьми, просто два разных дела достойно вести очень сложно, что-то одно окажется в стороне, а я так не могу. Выбрала малышей.И знаешь, какой момент моего рабочего дня самый приятный? Дорога в «Машеньку». На ходу придумываю для ребят новое интересное занятие, забавный стишок или сюрприз. Это дают о себе знать принципы отношения к близким коммунарской методики (куда же я от них теперь денусь!) - забота, радость общения, приятные встречи, сюрпризы.Помню, с ребятами прошлого выпуска детского сада мы придумали и провели на участке игру. Половина малышей были пиратами, они закопали сокровища и составили кусочки карты, а вторая половина - искатели сокровищ - разгадывали эту головоломку и находили клад. Представляешь, какой восторг был у них, когда кладом оказались настоящие золотистые шоколадные монетки? Спасибо родителям, они поняли, как это важно для ребят, - хоть на минуту окунуться в мир приключений, и помогли купить сладости.Получается, что я смогла понаблюдать за ребятами всех возрастов в комплексе - в штабе работала со старшеклассниками, в «Орленке» - с ребятами среднего звена, здесь - с дошколятами. Я вижу, как растет ребенок, как формируется его характер, могу теперь немного спрогнозировать, каким он станет в будущем. И есть еще много вопросов, на которые хочется получить ответы, а значит, есть интерес и стремление узнавать ребят ближе.Я не знаю, почему говорят, что первый выпуск и первые дети - самые запоминающиеся. В штабе руководители помнят всех выпускников и стараются следить за их судьбой: кто куда поступил, где работает, чего добился. И еще, я уверена, что не бывает плохих ребят, как и не бывает идеальных. Один может быть умным, но ленивым, другой упрямым, но добрым. В каждом ребенке есть что-то замечательное, и работа педагога заключается в том, чтобы сделать на положительном акцент, а отрицательные черты направить в нужное русло.ПослесловиеДетские мечты чаще всего и остаются там, в далеком прошлом. Если бы им всем дано было реализоваться, то каждый второй мальчик был бы моряком, каждый первый - космонавтом, а девочки все поголовно поступали бы в медицинский или педагогический вузы. Сейчас многие и не помнят, какие мечты одолевали их детские головы, только постаревшие мамы с умилением вспоминают лепет своих детей да где-то в толстых фотоальбомах хранится пожелтевший листочек с карандашным рисунком корабля или ракеты. Может быть, не случайно, что многие дети мечтают стать педагогами, ведь с этими людьми порой они общаются больше, чем со своими родителями.И приятно, что у нас в городе много педагогов, о которых хочется рассказать. Жаль только, что нельзя им посвятить всю газету. Жаль, что скромность большинства педагогов не пробивается никакими уговорами журналистов. Так, материал о победителе конкурса «Дарите сердца педагогам» Галине Юрьевне Тетеревлевой, учителе начальных классов 12-й школы, мы заменили размышлениями о педагогике молодого воспитателя ягринского детского сада Анастасии Сорвановой, впрочем, тоже победителя нашего конкурса.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!