«Ночной дозор» не похож на американские блокбастеры
«Ночной дозор» - это звучит красиво. Опять же вспоминается картина Рембрандта: знаменитый таинственный свет, распахнутое знамя и люди, разодетые и вооруженные соответственно семнадцатому веку...Очень может быть, что первая сцена фильма «Ночной дозор» возникла только благодаря красоте этого названия. Ее почувствовал режиссер Тимур Бекмамбетов и выразил в этаком средневековом прологе, которого нет в литературной основе фильма - романе Сергея Лукьяненко.На старинный каменный мост поднимаются латники с конным рыцарем во главе. Это воины Света. Им навстречу - воины Тьмы. Старинный мост не что иное, как образ целой вселенной, и он оказывается недостаточно широк, чтобы Свет и Тьма могли мирно разойтись. Кто-то должен уступить - и начинается сеча...Свет и Тьма, Добро и Зло, аллегории, средневековая красивость... Пресса упрекнула «Ночной дозор» в эскапизме, то бишь бегстве от действительности. Но от какой действительности и куда бегут авторы фильма? Видимо, стоит напомнить, что российская жизнь в постсоветское время была лишена общепризнанных моральных основ, протекала по ту сторону добра и зла. И что сделали авторы картины? Они вернули нас в мир, где есть добро и зло, а значит, есть моральные представления, чувство вины и тому подобные вещи. Никакое здесь не бегство от действительности, а скорее попытка изменить ее, попытка наивная и пафосная. Если бы давали премию за пафос, ее бы следовало вручить Анатолию Максимову, который читает закадровый текст о Светлых и Темных. Анатолий Максимов - это «голос Первого канала» и тамошний зам. генерального директора по кинопоказу, он же один из продюсеров «Ночного дозора». Другой продюсер - Константин Эрнст, генеральный директор Первого. Кажется, этот фильм - их мессианский проект.Сценарий написали Бекмамбетов и Лукьяненко. Сюжет романа воспроизвели довольно точно, существенное изменение лишь одно: мальчик Егор стал сыном Антона Городецкого. Абстракцию - противостояние добра и зла - решили показать, постигать не просто через конкретное, а через очень эмоциональное, трепетное - семейную драму. С другой стороны, вводя конфликт отец - сын, тут же укрупнили, мифологизировали эту драму и ее участников, потому что в мировом искусстве такой конфликт всегда спор о ценностях, о выборе пути и в конечном итоге о судьбе вселенной. Как, например, в «Звездных войнах». Там ситуация, близкая ситуации «Ночного дозора», и в его продолжении наверняка нас ждет сцена, похожая на ту, известную: лорд Вейдер протягивает руку и говорит: «Люк, будь со мной...» Но конечно, Антон Городецкий отнюдь не калька с лорда Вейдера, ибо Антон - Светлый. И он не супермен.Главную роль исполнил актер Константин Хабенский. На афишах фильма он изображен в профиль, у него такой волевой подбородок. Однако афиши вводят в заблуждение, а может быть, показывают нам, каким станет Антон в самом конце истории. Пока же он ни джедай, ни коммандо, ни ниндзя. От Нео из «Матрицы» у него лишь черные очки. Он обыкновенный, он один из нас, хотя по сюжету и маг, оперативник Ночного дозора. Но чем он обычнее, тем дороже его слова, обращенные к могущественнейшему из Темных: «Завулон, у тебя нет власти надо мной».Вообще, обыденное показано в фильме Бекмамбетова безо всякого пренебрежения. Такое же мы видим и в картинах других клипмейкеров, подавшихся в режиссеры игрового кино: Юрия Грымова, Егора Кончаловского. Бывшие клипмейкеры как-то по-детски удивляются жизненной фактуре, отсюда бесконечные крупные планы, яркие, нестертые цвета (скажем, Бекмамбетов сделал открытие, что вода в бассейне бирюзовая). Все вещи - таинственные артефакты (кухня ведьмы). Они могут иметь корни (прослежена проводка дверного звонка). От такого удивления перед жизнью недалеко до поэзии, и поэзия приходит. Воронка инферно в «Ночном дозоре» - это не просто смерч, а воронка из воронья. В финале есть очень мощный, булгаковский образ: среди крыш московских многоэтажек повисла арка старинного моста, и на нем сверкают латы и мечи. Вечный бой...Но, заметьте, это не слишком похоже на настоящий блокбастер. Для сравнения возьмем фильм американца Лена Виземана «Другой мир» (недавно был в прокате). Там тоже вампиры и оборотни, и они классно превращаются и «мочат» друг дружку. Афиша фильма приглашает выбрать, на чьей ты стороне... И никаких поэтических образов и этической напряженности - прекрасно обошлись без них. Может, и нашим не надо выделываться? Или все-таки надо?
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!