Беседа с актером Сергеем Долгиревым в канун Дня театра
Не единожды подливалась в чашки крутая заварка. Говорили о простом и высоком. О мечтах и реалиях, о ТЕАТРЕ...Творческое кредо? Не оригинален. Иду от Станиславского: «Любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Еще, не хочу когда-нибудь достичь «звездного» потолка, считая, что прошлых удач хватит надолго.Сергей Долгирев, человек, безусловно, талантливый и заметный на северодвинской сцене, в жизни на первый взгляд несовместим с характерами большинства из сыгранных им героев. При его громкой профессии и сегодняшней востребованности режиссурой, зрителем внешне сдержан, прост в общении. Но есть в нем та грань, за которую при желании вас не впустят. Многие и в театре, и вне подмечают эту долгиревскую особенность.- И пусть будет моим самым большим недостатком отсутствие «публичности». Быть в гуще толпы не мое амплуа. Я не секс-символ и не супермен. А если серьезно, для меня важнее понять себя, свое место в творчестве. И лучше всего это получается, когда меня разносят...- То есть?- Слава богу, живу без звездных шор на глазах. Самоед по натуре - это от Скорпиона, жестко анализирую свои ошибки. Критика меня не вводит в транс, напротив, подзадоривает желание доказать.- Но вернемся к публичности. Сергей, говорят, ты носишь «маску»?- Не слышал, что говорят, но перед каждым не раскрываюсь, правда. Кто-то верно заметил, что публичные люди, по сути, отдают свою жизнь «на продажу»... Важно вовремя опустить занавеску, если этого не хочешь.Загадка природы! Почти как в романе: «Без внешнего лоска и светских манер, без буйных страстей героя-любовника...» И при всем том - пылкий долгиревский Кассио из «Отелло», светский повеса князь Звездич в «Маскараде», мучительно любящий Ричард из «Все в саду», наконец, сердечно мающийся Алексей в драме «Очень простая история». А что скажете об уморительно-темпераментных персонажах Долгирева в комедиях «Скупой» и «Гамлет в остром соусе»?!Не берусь выступать в роли цензора, не та цель. Лишь замечу, в большинстве ролей зрителей подкупает искренность, мужское сценическое обаяние актера. Качество, к сожалению, ныне не столь часто встречающееся на сцене. И пусть Долгирева порою можно упрекнуть в недостаточности актерских красок, но то, что он никогда не играет с холодным носом, точно.Из беседы с заслуженным артистом театра Сергеем Черноглазовым:- В работе Сергей выкладывается на сто процентов. Отношусь к нему за это с уважением. Он надежен как человек и партнер. Для творчества - необходимое качество.- Сергей, а что есть театр? Реалия жизни либо все же души «возвышающий обман»?- На свете много есть печали, звучит у Гамлета. Чем больше живешь, тем больше видишь, как полна жизнь человеческим одиночеством и страданиями. Абсолютно счастливых людей нет. Вся наша жизнь, по сути, преодоление чего-то: лжи, предательства, болезней, безденежья. Думаю, надо жить, радуясь тому, что имеешь, делая хорошее для окружающих. Театр, на мой взгляд, дает такую возможность - приподнять человеческую душу, излечить наши ожесточившиеся сердца. У китайцев есть слово «шу», что означает «хорошее». С любовью ко всему: небу, птице, к цветку... Это и есть настоящие жизнь и правда театра.- Но ты ведь, кажется, уходил однажды?- Был момент, так сложились звезды... Ушел, но не хлопая дверью... Я даже помогал в разовых спектаклях. Сезон неработы позволил пересмотреть в себе многое. Грыз, не скрою, червячок сомнения: мое ли это дело - театр? Понял: не могу без него. Возвращение приняли нормально. За что благодарен коллегам.- «Быть или не быть?» Но почему ты решился оставить сцену?- Я нормальный мужик, со своими амбициями, как и любой другой актер. Почувствовал затяжное творческое одиночество, а хотелось ра-бо-тать! Бегать по кабинетам, качая претензии, - не для меня, как и выбивать себе роль по статусу. Говорю без намеков. Просто я не привык брать глоткой, махать кулаками, хоть и владею боевым искусством. Быть поверженным в драке для меня не значит проиграть в жизни. Важно сконцентрироваться к бою следующему, если ушел в оборону.- Кто из классических героев ближе тебе по духу?- Сирано де Бержерак и Дон-Кихота. В них все: талант, ранимость и мужественность, готовность на безумства во имя любви. Высокий человеческий взлет души.Лариса Сыпко, актриса театра:- Сергей необыкновенно творческий человек, с внутренним достоинством и деликатностью. Прекрасно танцует, играет на саксофоне, гитаре. А еще лепит, вырезает по дереву, рисует, и как талантливо! На бенефисе Шуры Тананакиной подарил ее портрет. Сережа очень многое сделал для нашей внеплановой работы по стихам Марины Цветаевой «Час души». Пластический замысел спектакля - целиком его заслуга. Сейчас понимаю: возможно, ничего этого не было бы, не приди к нам в театр Долгирев.- Сергей, твой герой из «Очень простой истории» близок тебе в том, что привык полагаться только на себя, свои руки. Артист Долгирев тоже умеет многое: плести лапти из бересты, чеканить, делать мебельные гарнитуры для кухни, прихожей, а сейчас вот и увлечение бонсаем - искусством выращивания карликовых деревьев и кустарников. Как вообще у тебя возникло желание стать артистом? Сказалась наследственность?- Нет, родители мои - люди простые. Отец был судовым слесарем на заводе. Неплохо играл на гитаре, пел. Мать сама деревенская, работала в столовой. Помню, вся уревелась на «Простой истории». Все деревню свою вспоминала. Зато бабушка по маминой линии, Прасковья Ильинична, для всех нас, десяти внуков, была пушкинской Ариной Родионовной. Не счесть сказок, страшилок, небылиц, пересказанных ею летними вечерами. Ах, они и впрямь упоительны в моей деревне Крюковка Тамбовской области, куда на лето съезжались родней. До боли и сейчас помню звезды, опрокинутые в речку, запах сена, васильковые поля и свою первую любовь... Наверное, это и есть высокая, звенящая тоска по юности.- А что было потом?- После восьмого класса пошел в училище, в первое ГПТУ. Дальше работал в 42-м цехе. Бригада у нас была отличная, но понял: железо - не мое. В ту пору много занимался спортом. Стал чемпионом области по настольному теннису, увлекся боксом, карате.- Ты говоришь, что на службе увидел мир: служил на Черноморском флоте, был в Средиземном море, в Индийском океане. Участвовал с товарищами в израильско-арабском конфликте... Ты ел тунца, лангустов на острове Сокотра, где раньше жили пираты, и, будучи командиром отделения, был приглашен адмиралом остаться служить на корабле. Кто ты, Сергей? Романтик? Авантюрист? И на какой волне приплыл в театр?- Судьба. Ностальгический синдром по дому заставил вернуться в Северодвинск. Какое-то время работал в пожарной охране. Но однажды друг Пашка привел в театр «Автограф», где занимался сам. Ну и поехало... Увлекся танцами, пластикой, пока господин случай не свел меня с профессиональным режиссером театра Михаилом Серебро, предложившим выступить в роли постановщика драки в его спектакле «Репортаж с площади Мобэр».- Слышала, что какое-то время ты стажировался в Москве, в Щукинском училище на курсе Андрея Дрознина.- Хорошая школа жизни. Кстати, в Москву в 1988-1989 годах приехали корейцы. Был объявлен набор на курс таэквондо. Я занимался у Тадеуша Касьянова, ставившего со своими ребятами-каскадерами сцены боев в «Пиратах ХХ века». «Веселое» было время. Работал все 24 часа в сутки, подзарабатывая с пяти утра на Птичьем рынке. Надо же было как-то жить. Потом, когда вернулся домой, организовал в ДЮЦе свой клуб «Скорпион», где и тренирую ребят.- Твой спорт связан с Востоком. Интересуясь культурой Китая, Японии, что хочешь ты воспитать в учениках?- Не только бойцовские, но и человеческие качества. Занятия боевыми искусствами - это воспитание и тела, и духа, путь познания себя как личности. Не случайно на первых уроках говорю с ребятами о благородстве души, уважении человека. Но при всем том надо уметь ответить ударом на удар. Черный пояс - первый дан - у меня уже есть.Слушая его, утверждалась в истине, что талантливый человек во всем талантлив. И что рано или поздно, но судьба обязательно выведет его на тропинку истинного призвания.- Знаю, что в состав труппы тебя пригласил режиссер Вяче-слав Иванов. А до этого ты опять же ставил драку в «Фальстафе».- Поблагодарив его, я тогда отказался из-за клуба. Сказал, что приду через год. Он настойчиво звал хотя бы во вспомогательный состав. Согласился, и меня за-грузили в театре сразу же. Счастлив, что так случилось. Жаль только, что у провинциальных театров жизнь с колес. Актеру нельзя мелькать из одной роли в другую. У «продвинутого» театра должно быть время на творческие эксперименты, пробы, поиски.- Сергей, каким, на твой взгляд, должен быть творческий лидер?- Нелегко порой войти в замысел режиссера, но стараюсь ему доверяться. Богу - богово! Думаю, главный режиссер в своем театре может все: орать, ругаться, требуя от актеров, казалось бы, невозможного, но очень необходима душевная нить доверия в репетициях.- А было такое?- В этом плане точное человеческое попадание у меня с режиссером Сергеем Сушинцевым. Сюр! Душевный атас! Работал с ним на одном дыхании в спектаклях «Соломенная шляпка» и «Поутру они проснулись». Хотя с этим же режиссером были и периоды непонимания в процессе работы, но для меня всегда важен конечный результат. В целом главреж должен быть личностью, цементирующей труппу, нестандартно мыслящим художником. Вот тогда никто не станет «тянуть на себя одеяло».- Скажи, тебя никогда не раздражал чужой успех? Как насчет пресловутых конкуренции, зависти, интриг?- По большому счету, в нашем театре такого нет. Посещает меня, конечно, светлое чувство сожаления по несыгранному, недополученной роли, но это, как правило, лишь подстегивает в очередной работе.- Сергей, что для тебя театральная публика?- Для меня в зале нет плохих и хороших зрителей. Там все объединены одной гуманной идеей. И если они меня слушают, понимают, сопереживают моему герою, они тоже отдают мне свою энергетику добра, сочувствия и сострадания. Но если почувствовал, что потух в тебе творческий огонек, нельзя ждать равнодушия публики, снисходительности к себе. Зрителя не обманешь.- Что радует тебя сегодня?- То, что успел в своей жизни: у меня есть сын, дочь, любимая работа, есть друзья, клуб. Конечно, не бывает без ошибок, разочарований. Возможно, по жизни и я кому-то причинил грусть и боль. От сердца прошу прощения. Знаю, ничто не уходит бесследно...- Сергей, а что бы ты пожелал себе, поклонникам твоего творчества?- Чтобы она всегда горела - моя звезда! И чтобы счастливо сложились звезды у всех других, моих дорогих зрителей, к которым отношусь с искренней, сердечной теплотой и участием. Будьте счастливы и любите ТЕАТР!
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!