Звезда московской оперетты о классике, эстраде и Николае Баскове
Блистательная «Летучая мышь» по Иоганну Штраусу! На минувшей неделе агентство «Поморская линия» организовало для северодвинских театралов гастрольный спектакль академического театра «Московская оперетта».Любая мелочь буквально пленяла наших зрителей - чего стоит вот такая импровизация (судя по всему, хорошо отработанная): «Выпьем... за се-ве-ро-двин-цев!» - «Не согласен! За се-ве-ро-дви-нок!». Но если серьезно, то, конечно, настоящую овацию заслужили исполнители ведущих партий, Розалинды и Генриха Айзенштейна, - народные артисты России Светлана Варгузова и Юрий Веденеев. Истинно опереточный - в лучшем смысле - юмор, выразительнейшая мимическая игра, прекрасная пластика и, разумеется, классический вокал. Уже после того как занавес скрыл от зала сцену, аплодировавшая публика долго не отпускала своих любимцев.А журналистам после спектакля выпала удача лично продолжить общение с Юрием Веденеевым. Юрий Петрович казался ничуть не уставшим, человеком светским - почти как его герой...- Юрий Петрович, впервые вы выступили в партии Генриха Айзенштейна в 1974 году. Можно вас поздравить со своеобразным юбилеем...- В самом деле, тридцать лет! Я не задумывался над этим... Впрочем, это еще не юбилей. Возраст еще детский! (Улыбается.)- Да, конечно. И все-таки срок солидный! Как удается сохранить все эти годы легкость и живость игры в одной и той же роли?- Во-первых, мы, артисты, стараемся всегда работать на каком-то своем определенном уровне, ниже которого нельзя опускаться. Это своего рода спорт, надо держаться в тонусе. Иногда приходится и через себя переступать. Во-вторых, когда артист востребован, когда зрители хотят видеть его, то это дает особые силы. Люди актерствующие - они несколько особые. Есть некий «наркотик сцены», если угодно. Лет не замечаешь. Некоторые мои однокашники ушли из театра по разным причинам - и спустя несколько лет их буквально не узнать! А с другой стороны, великую Ольгу Андровскую на знаменитые спектакли «Соло для часов с боем» порой привозили из больницы, она с трудом передвигалась, а выйдя на сцену, начинала буквально летать!- Вы знали не только многих наших звезд, но и общались, например, с вдовой короля оперетты, легендарной Верой Кальман...- Да, Вера слушала нас со Светой, когда мы выступали в ЮНЕСКО, в Русском доме, у нас было целое отделение. Бывала она и на некоторых постановках и говорила очень хорошие слова. Яркое впечатление осталось от общения с Верой. Она тогда уже была такая дама на девятом десятке. Но следила за собой: безупречный макияж, длинные ногти. Память ясная, говорила по-русски по-прежнему великолепно, хотя в России не была с ранней юности... Царство небесное, как говорится.- Вы выступаете не только в театре оперетты, но и в Большом театре. Как удается совмещать оперетту и оперу, не мешает ли одна техника, одна манера другой?- Мне не мешает. Даже напротив. В Большой меня пригласили в 1988 году, с тех пор я спел там уже 22 первых партии. И могу сказать, что именно опыт в оперетте помогает уверенно чувствовать себя на сцене, не только петь «для дирижера», как у нас говорят, но и играть, общаться глаза в глаза. С другой стороны, в опере я могу петь своим голосом - баритоном. Та же партия Айзенштейна по сути ведь теноровая. Сейчас исполнять ее мне стало еще сложнее. Впрочем, баритон с развитым верхним регистром и в оперетте ценится даже выше, чем сладкий, елейный тенор. Тенор, как говорится, - это судьба!- Юрий Петрович, вы выступали в большинстве классических оперетт и во многих операх. Что такое для вас классика? Как бы вы ее определили?- Классика - это совершенство, которое не умрет никогда. И чем чаще она будет появляться в нашей жизни, тем выше мы будем. А это нам очень нужно. То, что мы самая читающая, культурная страна, - это, к сожалению, побасенки, как говорил великий Черкасов... Вот в Японии уже у трапа самолета слышишь музыку Чайковского, которого там вообще чтут как национального композитора, это для них божество и вдохновенье. Так же относятся к Моцарту, к другим великим. Там раз в неделю приводят вот таких малышей полный зал, и симфонический оркестр им показывает все: это скрипка, она играет так, а на такой жест дирижера музыканты откликнутся вот как... Если и мы подобным образом будем относиться к своему наследию, то у нас, может быть, что-то изменится. А пока... Например, то, что творится последние годы на телеэкранах в новогодние ночи, - это даже не безобразие. Это просто нечто по ту сторону добра и зла.- В этой связи что вы думаете об артистах, которые, имея классическую школу, поют на эстраде? О Николае Баскове например...- Коля - одаренный певец и талантливый артист. Конечно, среди всех этих «шептунов» он король. На эстраде он зарабатывает деньги. Но он поет вживую, голосом. Много ли таких сейчас у нас? Лещенко, Кобзон, Долина (о, не дай бог ей сказать, что она поет «под фанеру»!), ну, Пугачева и Киркоров могут, еще один-два человека - и все! А главное, Басков хочет быть и настоящим певцом. Мы с ним пели в Большом - в «Набукко» Верди, он исполнял партию Измаила и работал очень старательно, прислушивался ко всем советам старших. Он ездит за границу учиться... Басков и Волочкова - вот люди, которые работают сейчас на эстраде (в широком смысле), имея настоящую школу. Если бы таких было больше, то и ситуация, может, изменилась бы.- Наверное, профессионалам вашего уровня приходится как-то по-особому беречь голос? Это требует жертв?- Ну, пожалуй, приходится с прессой общаться меньше! (Улыбается.)- Спасибо за интервью, Юрий Петрович. И последний вопрос: порадуете ваших северодвинских поклонников новыми гастролями?- Надеемся где-нибудь в апреле привезти «Графа Люксембурга» Легара.
Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!