Владимир ИВАНОВ: «Разделять, но не властвовать...»
Северодвинские избранники подводят трехлетний итог.
Как считает секретарь муниципального Совета Владимир Иванов, городской парламентаризм обретает цивилизованные черты, и важно не сбиться с курса.- Владимир Николаевич, судя по всему, городской «парламентаризм» вырос из митинговых пеленок, нынешние депутаты не в пример предшественникам не превращают заседания в подобие шоу. Ваши оценки?- А дело все в том, что прежде депутаты старались отстоять интересы тех округов, по которым шли на выборы. Скажем, жители старой части города требовали, чтобы больше денег тратилось на ремонт жилья. В другом микрорайоне ратовали за благоустройство. В третьем люди жаловались, что плохо отапливаются квартиры, что не поступает на верхние этажи холодная вода...И когда избранники сходились в одном зале, эмоции перехлестывали через край. Каждый тянул в свою сторону. Особенно, когда шло распределение бюджетных средств. Депутаты второго созыва в этом смысле действуют более профессионально. Они пошли по пути создания комплексных целевых программ, что позволило концентрировать денежные ресурсы на решение общегородских проблем.- К примеру?- Взять ту же программу обеспечения питьевой водой. Качество ее очистки нас не устраивает и сегодня, а вот ситуация с водоснабжением квартир меняется к лучшему. В ежегодном приложении к бюджету мы утверждаем перечень домов, в которых должны меняться трубы. С помощниками я проверил недавно, выполняет ли администрация обязательства в моем округе. Люди подтвердили, что в домах, включенных в график, трубы заменены. В 2004-м на эти цели планируется израсходовать 5 миллионов рублей.Всего же на целевые программы в текущем году отпущено порядка 50 миллионов. Да, чтобы навести порядок на дорогах, повысить качество медицинского обслуживания людей, создать условия для воспитания здоровых детей, бюджетных средств явно недостаточно. Но мы говорим о системе, позволяющей администрации и представительному органу власти действовать скоординированно.- Не опасаетесь, что сложившийся баланс ответственности ветвей власти может быть нарушен? Очевидно, что часть депутатов склонна к тому, чтобы через референдум изменить основополагающие статьи городского Устава. Может быть принята и такая структура управления, когда главу администрации депутаты станут нанимать по контракту.- На ноябрьском заседании муниципального Совета, когда шло поименное голосование по поправкам в Устав, пятнадцать членов МС высказались как раз за сохранение существующей модели местного самоуправления. Не хватило двух голосов, чтобы внести в документ изменения, которые бы не меняли его основ.Уточню. Во-первых, в проекте решения предлагалось внести изменение в 31-ю статью, суть которой - председатель муниципального Совета должен избираться из числа депутатов. Сегодня, как известно, эту функцию исполняет мэр. По Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления» мы обязаны «развести» власти.Кстати сказать, северодвинцы существующую модель местного самоуправления поддержали и в 1996-м, когда принимался Устав, и четырьмя годами позже, когда на всеобщее обсуждение выносились поправки в городскую «конституцию». Де-юре его итоги оказались не признаны, потому что на участки пришло меньше половины избирателей.- А, собственно, чем чревата позиция «меньшевиков», которые бы хотели получить назначаемого мэра?- Когда мы всенародно избираем главу муниципального образования, который становится и главой исполнительной власти, то, значит, передаем ему и все атрибуты самостоятельности. Если какое-то решение представительного органа власти покажется неприемлемым, мэр может наложить вето. Депутаты, если мотивы покажутся необоснованными, могут его преодолеть, набрав две трети голосов. Такая конструкция мне видится более демократичной, при которой обеспечивается и принцип состязательности идей при выборе решения тех или иных городских проблем, и принцип разделения властных полномочий. Если нанимать мэра по контракту, значит, заведомо ставить его в уязвимое положение. У нас ведь как принято: если не с нами, то - против нас. Если руководитель будет ответственным, он поневоле попадет в зону критики тех, кого его решения не будут устраивать.- Споры вызвала и вторая поправка в Устав, относительно численного состава Совета...- По закону мы должны избирать не менее 25 депутатов. Администрация предложила 48. Какие резоны «за»? В Северодвинске 24 округа, их жителей в совете представляют сегодня 24 депутата. Кто-то заболел, уехал в отпуск или в командировку, реакция возмущенных избирателей следует незамедлительно. Мало ли какие житейские вопросы у них возникают. Мы отмечаем, что активность людей растет. Это показали и последние выборы.Согласитесь, в двухмандатных округах шансы избирателей достучаться до депутатов возрастают. Поэтому удвоение корпуса муниципального Совета я бы не отнес к простому арифметическому действию. - Те, кто с такой «арифметикой» не согласны, во-первых, выступают против резкого увеличения затрат на содержание представителей, а во-вторых, предупреждают, что управлять таким Советом будет невозможно.- Первое. Есть норма, по которой число освобожденных депутатов не должно превышать 10 процентов от их общего числа. Получаем - пять. Сегодня на освобожденной основе в совете работают семь депутатов.Чтобы штаты «не раздувать», наверное, следует постоянные комиссии укрупнить. Выработано «противоядие» и от чрезмерной говорливости депутатов на заседаниях. Есть те же комиссии, есть партийные фракции, депутатские объединения. Собирайтесь, спорьте, чтобы выработать единую позицию.- До нового года депутаты соберутся еще дважды. Главный вопрос в повестке: каким будет бюджет Северодвинска в 2004-м?- Первое чтение бюджета состоится в четверг, а уже 25 декабря предстоит обсудить основной финансовый документ постатейно.Не хочу опережать события и давать какие-либо прогнозы. К сожалению, если мы и увеличим расходы на городские нужды, то прибавка будет не столь существенной, как хотелось бы. Известно, что из доходной части выпадают местные налоги, которые с нового года отменяются. Возникшую брешь удастся закрыть за счет поступлений подоходного налога. Надеюсь, что возникший дефицит будет восполнен. Для этого депутатам в будущем году придется плодотворно поработать.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!