Слухи, будоражащие всех, кто любит наш cеверодвинский театр и кто вместе с Белинским готов в театре жить и умереть, материализовались в конце прошлого сезона: пришел новый главный...Cобытие это явно неординарное. Если приход молодого главрежа (ему всего 33) в целом для театра, будем надеяться, шанс к достижению новых сценических высот (речь идет о расширении репертуара произведениями современно-новаторской и мировой классики, продолжении поиска творческого лица театра), то для актеров это, безусловно, очередная проверка на мастерство, возможность раскрыться для зрителя в новом творческом амплуа.- Талантливый актер способен воплотить любой режиссерский замысел. И напротив, усилиями плохого можно угробить самую оригинальную идею, - говорит Денис Кожевников, главный режиссер и автор нашумевшего в предыдущем сезоне спектакля «Отелло», чьим знаковым смыслом в режиссуре является актерская индивидуальность.- Денис Владимирович, интерес театра к итальянскому драматургу Альдо Николаи и его пьесе «Гамлет в остром соусе», вероятно, не случаен. Этот спектакль станет первой премьерой на празднике открытия 67-го театрального сезона (21 сентября в 17 часов). И все же почему выбор в пользу итальянских страстей? Ваш смех - уже есть ответ?- Знаете, по поводу журналистов я как-то написал в своем дневнике: ну почему? Именно накануне премьеры, когда ты и все вокруг вымотаны, когда мысли в голове лишь о невыкрашенной пуговице на костюме героя, о неподбитом каблуке на туфле актрисы и еще бог знает о чем, все спрашивают меня о выборе пьесы. Все равно что у роженицы - почему именно этот ребенок? Хотя, на мой взгляд, рождение спектакля есть рождение ребенка. Только Богу известна его дальнейшая судьба.- И все же о выборе...- Оригинальностью интриги, юмором - в пьесе много реприз, звучащих в нашей русской действительности, - привлекла современная комедия Николаи. Думаю, зрителей порадует и блестящий актерский ансамбль в лице Сергея Черноглазова, Галины Лишицы, Людмилы Поваляшко, Сергея Варнашова и других.- Формируя репертуар на ближайшие полгода, вы включили в него и русскую сказку «Про Андрея-стрельца и Марью-голубку», драму Олби «Все в саду», притом что ее уже играли на северодвинской сцене, и, как вы говорите, незаслуженно забытую мелодраму Ильи Сургучева «Осенние скрипки». Обе пьесы станут бенефисными монологами актрисы театра Александры Тананакиной и заслуженной артистки России Валентины Иргизновой.- Это так. Начнем с классика XX века Олби. Нет, меня отнюдь не смущает факт предыдущей постановки «Все в саду». У режиссера есть право на собственное прочтение пьесы. Надеюсь на успех и «Осенних скрипок». История любви трогательно-чистой, с пронзительной нотой жажды женского счастья, не может оставить равнодушным. О репертуаре. Когда в городе один профессиональный театр, он должен быть разным: и зрелищным, и развлекательным, и размышляющим, и праздничным. У каждого, как говорится, своя полочка, свои возможности.- Вы имеете в виду состав труппы? Материальную сторону театра?- И то и другое. К сожалению, сегодня я действительно пока не могу поставить ни «Ревизора», ни «Вишневого сада», ни «Горе от ума». Люблю пьесы Горина, но и их невозможно воплотить на сцене. В театре нет среднего поколения, и касается это больше мужского состава труппы. Буду стучаться во все кабинеты власти по поводу необходимости набора заочного театрального курса на базе Ярославского театрального института. Через четыре года студенты полноценно вольются в труппу, хотя, по сути, будут своими с первого дня обучения, принимая участие в репетициях и спектаклях.(От автора: за то время, пока готовилось интервью, труппа театра пополнилась молодыми артистами - тремя парнями и девушкой).- Денис Владимирович, прекрасная идея эта витает в воздухе давно, но воз, как говорится, и ныне там. Вопрос упирается в средства, и, вероятно, немалые для города.- Уже просчитано. Обучение одного студента обойдется примерно в $1000 в год. Курс необходимо набрать человек в двенадцать. Творческий состав обновлять надо? Надо. Вот и прикинем: что дороже? Приглашать иногородних актеров с биржи, обеспечивая их жильем, или же использовать свои, родные корни? В итоге мы же дадим ребятам профессию и гарантированное трудоустройство. На сегодняшний день, на уровне намерений, городские власти поддерживают нас в этом вопросе.- Возвращаясь к «полочке» для каждого театра, и в частности зрелищного, согласимся, что зрителю о расходах как-то не думается. Он хочет эстетического наслаждения красотой героев, декораций, костюмов и т.д.- Ставя на Сахалине «Тартюфа», я, помнится, онемел, когда завпоста театра специально отправили в Японию и Китай за тканью для костюмов. Та же картина была и с эскизами столичного художника Ефима Гершензона, которые я заведомо привез с собой из Москвы. Так вот когда пришла пора постройки декораций и я, ужаснувшись стоимости проезда, все же попросил руководство театра пригласить художника хотя бы на раз, в ответ мне директор Владимир Беджисов, осетин по национальности, бывший военный, рявкнул: «А чэго ты считаешь чужие дэньга? Нэ-хо-ро-шо! Два раза пусть едет, нэ мэньше! Одын - при запуске цехов, второй - за нэдэлю до выпуска спектакля! И только самолетом, понял?» Рассказываю этот случай для зрителей, поскольку в нашем театре живем по средствам. И если, к примеру, мы завтра вдруг выйдем на сцену в коже, пластике, надувных декорациях, если по сцене поедут автомобили, то как быть тогда с зарплатой врачей, учителей, нашей и зрителей?- Вы заканчиваете пятый курс режиссерского отделения Щукинского училища. Два десятка спектаклей, и в их числе «Гроза» Островского, «Кин IV» Горина, «Отелло» Шекспира, «Тартюф» Мольера. Весьма солидный постановочный багаж, с которым не стыдно показаться в столице. За плечами работа в двух крупнейших театрах страны - Сахалинском, Архангельском, не считая Северодвинска. Чем же вас притянул Север? Почему здесь?- Было на выбор три пути. Мой художественный руководитель курса Леонид Хейфиц в июне посоветовал подумать об аспирантуре. В ГИТИСе есть вакансия на предмет преподавания. Второй путь - ехать по приглашению сюда, в Северодвинский драматический, и третий - в Рыбинский театр. Хотелось бы, конечно, ставить свои спектакли в Москве, но шумная тусовочная жизнь столицы не по мне. Там нет возможности отрешиться от суеты. Сегодня же надо быть отшельником, чтобы суметь выносить, выстрадать и сказать свое, неизбитое слово в искусстве. Почему среди молодых ныне нет Ульянова, Высоцкого, Смоктуновского? Да ведь те ничем больше не занимались, кроме ремесла. Они сходили с ума, репетируя дни и ночи. Жили в предлагаемых обстоятельствах, а как иначе? Разве можно сыграть, к примеру, булгаковского Чарноту или шекспировского Гамлета между репетициями в театре и съемками в рекламе? Попытка же отгородиться от тотального мира душевных ресурсов на творчество художнику не оставляет. Моральной поддержкой мне в этом вопросе явилась недавняя беседа с режиссером номер один на сегодняшний день Петром Наумовичем Фоменко, когда он, оглядывая помещение своего театра, сказал: «Я сознательно выбрал жизнь в скиту. Может быть, не ради славы - ради будущих поколений театрального люда». Вот и я хочу жить в скиту.- По природе своей вы, очевидно, лидер. Человек, не терпящий диктата, тем более в творчестве.- Работая на Сахалине, я имел все условия - и жилищные, и материальные - блеск! Но там был режиссером очередным, а хочу быть главным. Хочу строить свой театр, каким его вижу. Беда многих российских театров в том, что за последние десять безумных лет они и не заметили своего превращения в коммерческие заведения. Подобный вид государственной антрепризы, когда во имя сборов театр ставит дешевенькие комедии, губителен для театрального искусства в целом.- Мне лично импонирует ваша позиция в вопросе серьезной государственной поддержки репертуарных театров. И в этом плане стремление нашего городского театра к спасению зрительских душ приличной драматургией очевидно.- Именно поэтому и выбрал Северодвинск. Поработав здесь раньше, до своего назначения, я видел на сцене и «Очень простую историю», и «Прекрасное воскресенье для пикника» - за эти спектакли не стыдно. Нет крови, агрессии, зомбирования жестокостью и пошлостью. Они заставляют подумать о нашем бытии, ради чего живем, к чему стремимся. То, что в течение сезона афиша театра обновилась «Отелло» и «Маскарадом», говорит о высокой творческой отдаче коллектива. И пусть есть трудности материального плана, это еще не так страшно. Хуже, когда падает репутация «театра-кафедры» по Гоголю.- У вас есть кумиры?- Как там в Библии? Не сотвори себе... да? Отвечу словами Вениамина Смехова: «В жизни творческого человека важно, в какую компанию он попал». Скажу о людях, в чьей компании хотел бы быть. Это, прежде всего, мой учитель Хейфиц, человек с трагическим мировоззрением, но удивительной жизненной силы. Это и упоминаемый ранее Петр Фоменко, Кама Гинкас... (Долгая пауза. - Авт.) Впрочем, компания не должна быть большой.- Работы впереди у вас много. Знаю, что ставите в параллель два спектакля.- В начале октября выпускаю сказку и сразу же приступаю к Олби, продолжая работу над «Осенними скрипками». Предстоит и новогодняя сказка. (Улыбаясь. - Авт.) Загрузка серьезная.- Так осилит дорогу идущий, как вы считаете?- «Когда строку диктует чувство...» Второе дыхание у меня есть. Достаточно лишь открыть дверь репетиционного зала, увидеть актеров - и вот оно, мое второе дыхание...
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!