Татьяна Конюхова: «Я не плаваю в море известности»
Будущую актрису оставили во ВГИКе на второй год. По ее же просьбе
Слава пришла к Татьяне Конюховой очень рано и во многом вопреки собственным мечтам. Возможно, так произошло потому, что воспитана она была родителями в чрезвычайно строгих правилах, с юных лет приучена спрашивать с себя по максимуму, не делая малейших скидок на любые обстоятельства. Сегодня Татьяна Георгиевна в гостях на нашей «Галерке».- Татьяна Георгиевна, за вашими плечами более пятидесяти лет счастливой жизни в искусстве - кино, театр, радио, телевидение, педагогика. Если можно, расскажите об «этапах большого пути», о вехах, оставивших наиболее заметный след в вашей памяти.- Первым барьером, который я преодолела, стало поступление во ВГИК. Это было давным-давно, в прошлом веке, в 1949 году. Меня принял на учебу Народный артист Советского Союза Василий Васильевич Ванин. Самая заветная мечта моей жизни осуществилась с первого же захода. Пообщаться нам довелось немного, через два года он умер. И потом наш курс долгое время оставался без Мастера. Дебютировав в фильме «Майская ночь», я поняла, что мне недостает настоящего профессионализма. Проучившись на третьем курсе, пришлось попросить, чтобы меня оставили на второй год. В истории ВГИКа такого еще не было. Мне пошли навстречу, и я попала в мастерскую гениальных педагогов - Ольги Ивановны Пыжовой и Бориса Владимировича Бибикова. Проучившись у них всего год, я почувствовала, что обрела крылья.- Кого из сокурсников того времени вы можете назвать?- Майя Булгакова, Александр Пархоменко, Юрочка Белов, Изольда Извицкая, Руфина Нифонтова, Надежда Румянцева... Кстати, Надюша училась в ГИТИСе и однажды снялась в кино. А там это было совершенно запрещено. Последовало отчисление. Вот она и очутилась во ВГИКе.- По окончании вуза, вероятно, роли пошли к вам «косяком»?- Да я и во время учебы снималась: «Судьба Марины», «Запасной игрок», «Доброе утро». Педагоги отпускали меня на съемки, считая, что жизнь актера в кино очень кратковременна, и надо ковать железо, пока горячо.- Вы застали время бурного расцвета кинематографа.- Да, на моих глазах «Мосфильм» начал снимать от 8 фильмов, потом дошло до 36, а позже до 120 и так до 400 фильмов в год.- Да уж, сколько актеров требовалось тогда!..- В предыдущие годы Пыжова и Бибиков уже выпустили Нонну Мордюкову, Сергея Гурзо, Екатерину Савинову, Тамару Носову, Вячеслава Тихонова. И все мы оказались востребованы, снимались из картины в картину.- Как вас согревали в те годы лучи славы? Широко ли распахивались крылья восторга?- Я всегда на этот счет «дышала ровно». Главным для меня была и остается работа, съемочная площадка, команда «Мотор!»... А слава - это так, звездная пыль, блестящая мишура. Я никогда не была активным пловцом в море известности. У меня доставало ума оценивать себя достаточно жестко, тем более что я по гороскопу Скорпион. Путь артиста - это не цветы и аплодисменты, а тяжкий труд, который не лежит на поверхности, его зачастую не видно.- Татьяна Георгиевна, мне припоминается один из фильмов моей юности - настоящее пиршество актеров, красок, костюмов - «Женитьба Бальзаминова», где вы сыграли бесшабашную озорную девчонку Химку. Эта роль «двадцать пятого плана», мне кажется, стала одной из удач картины.- Надо же, ваше мнение полностью совпало с мнением режиссера Андрона Кончаловского. Однажды он увидел меня на троллейбусной остановке возле «Мосфильма», остановился передо мной. Вместе сели в троллейбус, и всю дорогу от «Мосфильма» до Киевского вокзала он расточал восторги по поводу моей Химки: «Вы создали такой страшный крепостнический образ этого двора, что перестаешь понимать, где кончается комедия и начинается трагедия!» Приятно было это слышать.- Параллельно с кино вы много лет отдали работе в Театре-студии киноактера.- Да, и это были очень счастливые годы. На мою долю выпали совершенно грандиозные и очень разные роли. Чего стоит одна из последних - Варвара Петровна Ставрогина, генеральша в «Бесах» Достоевского. До меня эту роль репетировала наша гениальная актриса Нонна Мордюкова. Я сидела в зале и готова была кусать себе локти, что такая работа проходит мимо меня. И тут оправдалась страшная русская поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло. Нонна Викторовна тяжело заболела прямо на спектакле, а наутро я была вызвана в дирекцию, где мне предложили срочный ввод. Вечером уже играла, без единой репетиции на сцене!- Чем живет народная артистка России Татьяна Конюхова сегодня?- Время от времени она играет в антрепризных спектаклях, может быть, северодвинцы помнят меня по двум приездам в ваш город. И еще мне очень нравится работать «ковырятелем в носу» в одной из обычных московских школ. В группах продленного дня я веду уроки актерского мастерства. Замечательная женщина Светлана Пронина организовала Московскую академию народного художественного творчества. Моя мастерская входит в состав этой академии, давая возможность преподавать детям этику и эстетику на базе актерского мастерства. Для нас существуют три кита - речь, пластика и интеллект. Мы вместе играем в королей и золушек, в придворных и циркачей, в дрессировщиков и собачек... Ребята в восторге от каждого занятия, и сегодня я надеюсь, что зерна культуры, посеянные в юные души моей рукой, дадут свои добрые всходы.- Остается лишь от чистого сердца разделить вашу надежду.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!