Его водителя на Севмаше называли камикадзе
МОЖНО, конечно, было сразу сказать, что за машина запечатлена на этом снимке почти тридцатилетней давности. Но старая фотография тем и хороша, что это не просто предмет для созерцания. Старинный снимок обязательно вызывает воспоминания о том, что за кадром, о событиях и людях, так или иначе связанных с предметом съемки. Думаю, что небезынтересна и история появления этой простенькой по сюжету фотографии.С незапамятных времен все предприятия оборонного комплекса производили так называемые товары народного потребления. Не был исключением и Севмаш, где еще в сороковые годы начал действовать цех, выпускающий незамысловатые изделия хозяйственного обихода: тазики, кастрюли, металлические кровати... Своего апогея это производство достигло в семидесятые-восьмидесятые годы. Пришедший на завод новый директор Григорий Просянкин «обложил данью» все цеха.- В этой работе, - говорил он, - не должно быть исключений. Пусть каждый руководитель думает, какие товары для него сподручнее, вот их и делает.В итоге так и получилось. А поначалу все шло туго. Особенно долго дирекция и партком давили на стапельный цех: «Самый большой и самый передовой, а предложений от вас нет, товаров, конечно, тоже...» Начальник цеха Израиль Лазаревич Камай отшучивался: - Могу делать для продажи населению только подводные лодки... - И не особенно рекламировал, что в стапельном создана экспериментальная мастерская, в которой цеховые умельцы как раз и занимаются разработкой нескольких приспособлений, весьма полезных в быту.Однако шила в мешке не утаишь - в мастерскую зачастили тайные экскурсии. Спорили, двоих или троих она сможет брать «на борт», обсуждали, насколько прочен будет алюминиевый корпус. Рыбаки и охотники уже предвкушали удовольствие. Легкая, скоростная машина вырастала на глазах. Можно было представить, как обладатель такого вездехода, созданного на базе «Бурана», мчится по снежному бездорожью к заветному озеру. И такой день настал. Вездеход вывели из цеха, и один из его создателей - Эдуард Ануфриев сел за руль. Машина помчалась вдоль тротуаров, пугая прохожих, выскакивала на пустыри, развивая бешеную скорость. Ее водителя, участника эксперимента, в те дни назвали камикадзе. В шутку, конечно.Потом чудо-вездеход показали дирекции. На диковинную машину, дефилирующую во дворе заводоуправления, смотрели едва ли не из всех окон.Иван Мартьянович Костюшко, заместитель директора по производству, не сдерживал своего восторга: - Доделывайте, пойдет в серию!Доделали, но машина «не пошла». Оказалось, что сотворить ее полдела. Не менее сложным стало получение разрешения на производство. Требовалось пройти множество инстанций не только на заводе и в области, но и в столице. Новое вообще пробивается с трудом, а тут как-никак все же транспортное средство, особые требования к безопасности движения. И разговоры о вездеходе постепенно угасли. Тем более что в цехе в конце концов появился другой престижный «товар» - летний садовый домик оригинальной конструкции. Заказов на него было так много, что пришлось организовать большой специализированный участок.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!