В седьмой раз на берегах Невы будет проходить Петербургский международный экономический форум
Ежегодные встречи в июньские дни стали традицией для сравнительно молодой российской элиты, которая испытывает известный недостаток в институтах самоорганизации и общения с коллегами из других стран и наднациональных структур. Сегодня поддержкой правительства России пользуются только Петербургский экономический форум и Байкальский форум в Иркутске.ПОТРЕБНОСТЬ в таком форуме объективно была вызвана противоречием между амбициями новых политических элит и потребностями национальных экономик, которые задыхались без прежних производственных связей и единого рынка. Разговоры об экономической интеграции СНГ начались прямо в Беловежской пуще, но потребовалось несколько лет, чтобы элиты избавились от взаимных подозрений и выбрали в этом диалоге нужный тон. Именно в нарастающем требовании бизнеса восстановить утраченные связи в рамках СНГ и вновь выступить на арене мировой экономики под единым «брендом» нужно искать истоки идеи форума.Трижды - в 1998, 1999 и 2000 годах - форум становился представлением общественности вновь назначенных российских премьер-министров. Каждый раз от них ожидались програм-мные заявления, но руководители страны сами тогда хотели услышать ответы на вопрос о том, что нужно сделать для роста производства.Форум 2001 года был отмечен визитом нового премьер-министра Украины Анатолия Кинаха. В свое время отказ Украины подписать Устав СНГ совершенно выхолостил экономическое содержание из этой организации. Теперь украинский премьер вынужден был признать: «Эпоха романтических ожиданий какого-то чуда в экономике прошла. Пришло понимание, что мы живем в суровом мире, где не слушают и не воспринимают слабых. Надо объединяться, чтобы выдерживать суровую конкуренцию». Спустя год на 6-м Петербургском форуме прозвучало приглашение Украине от стран ЕврАзЭС участвовать в таможенном союзе и совместно вступать в ВТО, и оно было принято. Содружеству потребовалось более 10 лет, чтобы общим стало желание его членов сделать внешние границы надежными, а внутренние - прозрачными. Качественные изменения в работе форума произошли в 2002 году, когда его оргкомитет возглавил новый спикер Совета Федерации России Сергей Миронов. Со свойственным ему прагматизмом он определил петербургский саммит как место, где «власть ежегодно получает от бизнеса социальный заказ и корректирует свою экономическую политику, в том числе и за пределами страны». Это не замедлило сказаться на международном авторитете ПМЭФ. С прошлого года соучредителем форума стал Европейский банк реконструкции и развития - крупнейший иностранный инвестор в экономику России. В 2003 году только на проекты по строительству в нашей стране банком будет выделено 952,7 млн евро. Еще примерно вдвое больше предоставят другие западные инвесторы - партнеры банка. Скорое вступление в ЕС десяти государств Европы выведет их из поля действия ЕБРР. Поэтому инвестиции банка могут быть перенацелены на проекты в России и странах СНГ. Около 2000 участников форума из 40 стран мира имели возможность обсудить и другие проблемы: развитие рынка ценных бумаг, поддержка малого предпринимательства, создание единой общеевропейской энергосистемы, развитие транспортной системы России. При этом работа 17 «круглых столов» зачастую носила характер «мозгового штурма».Подготовка к следующему, седьмому саммиту началась на следующий день после окончания шестого. Сергей Миронов предложил организаторам выйти за рамки чисто экономических вопросов. Проблема бедности и богатства в условиях глобализации (один из ее аспектов - эффективность управления) будет впервые внесена в повестку форума, который пройдет в Петербурге в этом году с 17 по 21 июня.Второй основной темой ПМЭФ станет формирование единого экономического пространства в СНГ. В сентябре планируется создать новый наднациональный орган Белоруссии, Казахстана, России и Украины - комиссию по тарифам и торговле. Эта инициатива вызывает сегодня живой интерес и у других стран Содружества. Поскольку форум будет проходить накануне думских и президентских выборов в России, по инициативе Минэкономразвития РФ на него впервые вынесен вопрос о возможных альтернативах экономической повестки дня на следующий президентский цикл. По сути, речь идет о новой политической программе Владимира Путина, который уже не раз требовал, чтобы правительство ставило перед собой более амбициозные задачи в экономике. Говорят, что правильно поставленный вопрос - это уже на треть сделанное дело. Нынешняя российская власть демонстрирует способность создавать дискуссионное поле не на площадях с танками и под партийными знаменами, а в рамках формирующейся на новой основе интеллектуальной элиты страны. Закончились публичные споры о том, «куда и как нам плыть», внутри вертикали исполнительной власти. В среде российских законодателей, напротив, виден рост интереса к стратегическим для страны вопросам. Характерно, что первенство в их обсуждении перешло теперь от политизированной, находящейся в предвыборной лихорадке Госдумы к Совету Федерации. Представительная власть ставит государственному аппарату цели и определяет допустимые средства к их достижению. Выработать и то, и другое позволяют общественные дискуссии в Петербурге. Если бы эти деловые и политические контакты не доказывали свою плодотворность, разве собирались бы снова и снова на невских берегах тысячи серьезных и занятых людей?
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!