Режиссер «Бригады» ставит точки над «i».
В жизни сюжеты всегда более навороченные, чем в кино, - это аксиома. На экране только стреляли по окнам квартиры кандидата в депутаты Госдумы, а на Арбате, как подкошенный, падает губернатор. Только что я беседовал с актрисой Катей Гусевой о высоком, о смешном, о скрипке, а вот она на приеме у президента в связи с трагедией «Норд-Оста». Депутат Госдумы РФ (не киношной, реальной) Сергей Юшенков, рассказывая о своих впечатлениях после просмотра «Бригады», утверждает: «В этом фильме нет ни одного преувеличения. И я бы даже сказал: нет преувеличения в героизации этого бандита. Потому что многие люди стали такими не от хорошей жизни». Другой депутат, Владимир Лукин, сказал... Неважно, что он сказал. Важен тот уровень, который всколыхнула «Бригада». Фильм обсуждают и на кухнях, и в детсадах, и в армейских казармах, и в коридорах верховной власти.А МЫ-ТО что?! Ведь, помимо всего прочего, это придумал (имеется в виду сценарий) и сделал (имеется в виду режиссер) наш земляк, северодвинец Леша Сидоров. Разумеется, мы об этом уже писали, и неоднократно. Мэр нашего города лично поздравил Алексея с премьерой. Но сейчас, когда по субботам идет повторный показ картины, и мы («Вечерний Северодвинск») опубликовали интервью практически со всеми главными, да и не главными героями «Бригады», можно, наконец, спокойно поговорить, расставить все точки над «i», задать оставшиеся вопросы.- Леша, фильм получился и даже более того... Но у многих серьезных режиссеров одновременно с дебютом зачастую формировался излюбленный актерский круг, который потом оставался в поле его зрения практически на протяжении всего творческого пути. Чувствуешь ли ты что-то подобное? Так сказать, бригада бандита Белого погибла, а возникла ли бригада режиссера Сидорова?- Круг такой сформировался, и не только актерский. Сегодня, если человек работал на «Бригаде», хоть кем, - это уже рекомендация, и не только на «Мосфильме». Мы проработали вместе почти два года, притерлись друг к другу и многому обоюдно научились, сложился достаточно прочный круг профессионалов. А актеры? Девяносто пять процентов из тех, кто снимался в этой картине, я с удовольствием буду снимать в будущем. Но все равно, как правило, сначала возникает идея, потом сценарий, и уже он обрастает реальными людьми.- Уж не помню, кому принадлежит, но есть такое высказывание: «Актеры - это дрессированные люди».- Ну уж нет! Это нонсенс, это глупость, бред сивой кобылы! Это говорили люди, которые не понимают основ режиссерского искусства. Бывают, конечно, уникальные случаи, когда режиссер - актероненавистник, например такие, как Хичкок. Ему принадлежит широко известная фраза: « Я никогда не говорил, что актеры - это скот. Я говорил, что к ним нужно относиться, как к скоту...» И все потому, что у этого высокоталантливого человека просто были проблемы с женщинами: он их очень боялся, да и с мужчинами тоже.- Леша, с актерами на площадке ты был на «ты». А не принижало ли как-то это твой авторитет, и вообще, как тебе удавалось руководить на съемках, ведь режиссер, если говорить по-казенному, это командное звено? На каких основах строились взаимоотношения в киногруппе? - На основах любви и согласия (смеется). Да нет, естественно, ситуация разруливалась как-то сразу, как в любом коллективе. Мне, уж не знаю почему, удалось с первых дней, даже часов, утвердиться в роли лидера. Демократия, конечно, была, но последнее слово всегда оставалось за мной, и я чувствовал: ребята меня уважали.- Вот ты говоришь «ребята» - это Сергей Безруков, Дима Дюжев, Володя Вдовиченков, Паша Майков...в общем, почти одногодки. А как тебе удавалось командовать такими мэтрами, как Еременко, Куравлев?Сидоров смеется:- Куравлев пришел на площадку и сказал: «Здравствуйте, деточки! Какие вы все здесь хорошие и молодые...» И вся киногруппа, а это человек шестьдесят, выпала в осадок. Я, конечно, старался что-то там поправлять, корректировать его игру... Но старая школа тем и хороша, что актер сразу и четко понимает, что от него хочет режиссер. Хотя, впрочем, старикам зачастую самим приятно, что ими командует юный парень, им даже как-то особенно приятно покориться молодому режиссеру. Ну-ну, дескать, давай-давай, посмотрим... А с дядей Колей (Еременко), Царство ему Небесное, мы дико, просто дико ругались на съемках. Но ему нравилось ругаться на площадке. Нравилось, что все смотрят, как он препирается с режиссером. Я, конечно, все понимал и подыгрывал ему немножко. Он кричит, хлопает дверью, а через пять минут (даже меньше) мы уже помирились, и съемки идут своим чередом. То есть в грандиозном скандале не было ничего серьезного. Это как бы такая игра.- Значит, кино было игровым во всех отношениях?- Да, оно очень весело снималось.- Например?- Случаев таких была масса, в голове уже все перепуталось... Ну вот. Во второй половине картины мы стреляли только боевыми патронами.- Понятно, чтоб массовке не платить.- Ну да (Смеется). Совершенно верно. Дело в том, что пистолет Стечкина так устроен - он не может делать более двух выстрелов подряд холостыми, а нам приходилось зачастую снимать крупным планом безостановочную пальбу. Так вот, однажды кто-то из киногруппы не услышал предупреждения о боевых зарядах и продолжал что-то там делать в зоне обстрела... Что с ним было потом, когда ему обо всем рассказали, - можно песню писать. Повеселились, и когда девчонок привезли к ребятам на дачу (настоящих, в том числе и профессионалок интимного труда). Или взрыв в сауне у нас тоже долго не получался. И кто-то, уж не помню, предложил снять в натуре. А Юра Райский (оператор) всерьез уже прикидывал, успеет ли он за две секунды после съемки взрыва боевой гранаты нырнуть в бассейн... В общем, нескучно было.- Условия максимально приближенные к боевым. Там, где Голливуд сделал бы все на компьютере, наши ребята делают значительно дешевле.- Да, вот еще на съемках взрыва «Мерседеса» - тоже все было достаточно реально, испугались все: и актеры, да и я тоже (могло рвануть в любую минуту, и нехило). Сережа что-то орал в кадре - явно не по сценарию... Потом на озвучке никто не мог вспомнить и повторить, что именно. Хорошо еще, что все обошлось без жертв.- Леша, здесь я тоже хочу тебе кое-что сказать. У картины есть один феномен: впервые при просмотре «Бригады» мне не мешала реклама. Обычно раздражающая очень, здесь она была как никогда к месту. Как говорит моя жена: «Слава богу, наконец-то реклама, сейчас передохнем чуток и будем смотреть дальше». То есть эмоциональный накал происходящего на экране постоянно зашкаливал, и передышки были просто необходимы. - Что ж, очень здорово, если у нас это получилось, и я рад, если есть такое ощущение.- Давали передохнуть в картине и эпизоды явно киношные (в хорошем смысле этого слова), например, новогодняя сервировка стола наркоманов, когда к каждому прибору присовокупляли жгут со шприцем, или финал драки между Белым и Мухой, когда улетает ворона с золотой цепочкой в клюве. Последняя сцена, можно сказать, вообще высший пилотаж - эпиграф ко всему фильму.- Идея этого эпизода родилась прямо на площадке, ворона не была запланирована и, соответственно, включена в смету. В общем, купил я ее за свои деньги...Нашли мне ворона, размером с глухаря. Умный и злой, как сволочь! Причем он сразу въехал, кто его мучить будет. Досталось мне от него, но и ему тоже. Цепочку эту злосчастную мы намазывали мясом, в звенья заталкивали мелко нарезанные кусочки... К концу дня все-таки удалось снять один дубль. После чего он улетел, хрен его знает куда. Потом дрессировщики насилу его разыскали...- Многие говорят о романтизации бандитизма в фильме.- В фильме этой романтизации нет! Есть романтизация дружбы - а), романтизация любви - б). А вообще-то мне просто хотелось показать людей, которые живут на грани. У бандитов это все контрастнее, что ли. Вот мы с тобой, скажем, рискуем карьерой, биографией, деньгами, а они ежедневно, ежечасно рискуют жизнью, и, согласись, степень их риска несоизмеримо выше нашего, и это в картине показано. А вот романтизации их ремесла нет ни в одной сцене.- Леша, скажи...- Извини, перебью. Вспомнил, о чем хотел рассказать еще до твоего прихода. В фильме есть загадочный персонаж - Макс, человек ФСБ, с самого начала внедренный в бригаду, тот, который потом всех убивает. Жалеет (так как по-своему уже любит своих подопечных), мучается, но убивает (приказ есть приказ). Так вот, еще на пробах мы с артистом (а зовут его Саша Высоковский) разговорились. И оказалось, что он служил на Северном флоте, на подводной лодке и ходил ремонтироваться в Северодвинск на «Звездочку» как раз в то время, когда я работал на Севмаше, пеленговал там что-то, и от отдела главного метролога был направлен в восьмой цех «Звездочки». Так что мы ходили с будущим Максом по одному пирсу одновременно и могли, в принципе, друг у друга стрельнуть закурить... Вот такие, блин, сюжеты.- Ну, это уже чересчур: Фил, Макс, ты - все из Северодвинска! Уже экспансия какая-то получается! - То ли еще будет... Вот на этой, устремленной вдаль фразе нам бы и закончить наше «Бригадоописание». Но уже после интервью, после нашего разговора мне позвонил Леша и попросил: «Саша, передай, пожалуйста, через вашу газету огромную благодарность мэру, редактору «Вечернего Северодвинска», всем землякам, приславшим в мой адрес добрые слова. Тепло северных встреч не забывается и, надеюсь, что их еще будет немало».
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!