Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 21 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Вечерний Северодвинск
Номер от 25 сентября 2002 г.
Смотреть весь номер Вечерний Северодвинск от 25 сентября 2002 г. :: Архив газеты «Вечерний Северодвинск»

Страна глухих

Версия для печатиОтправить статью другу
Она рядом с нами, в обычной городской школе

Шла на урок в четвертый «Г» и, как героиня Чулпан Хаматовой, все пыталась представить себе - каково это, не слышать проезжающих мимо машин, смеха прохожих, звонка на перемену. Даже закрыла уши ладонями - будто вокруг только шум моря. Оказалось, зря старалась.

Весь класс (в количестве семи учеников) обступил учительницу, которая рассказывала (рассказывала!) им о новых моделях слуховых аппаратов. Дальше - больше. Урок русского языка начался с... диктанта. Ученики, каждый сидя за своей маленькой партой, старательно записывали слова, которые учительница произносила, закрыв специальным экраном нижнюю часть лица, чтобы дети не могли читать по губам.

- У нас - нетрадиционная методика обучения, - в ответ на мой удивленный взгляд улыбнулась Елена Алексеевна Шедько.

Десять лет назад в детском садике «Снежинка» по инициативе родителей детей с нарушением слуха была создана первая специальная группа. Занимались там по нетрадиционной методике Элеоноры Леонгард. Обучение строится без использования пальцевой азбуки, только на устной речи. Еще в 60-е годы Элеонора Ивановна доказала, что даже абсолютно глухие дети могут общаться при помощи устной речи, если будут воспитываться не в закрытых учреждениях, а в семье. Хотя официальное «добро» на внедрение этой системы было дано только в конце девяностых.

В интернат? Никогда!

После детского сада перед родителями встал вопрос: что дальше? Отдавать детей в специнтернат в Сольвычегодск? Никогда! Хотя и убеждали их: там с детьми будут работать специалисты, а иначе вы ребят потеряете. В городе оставался небогатый выбор - либо индивидуальное обучение, либо классы выравнивания.

Проблему снова пришлось решать самим родителям. Елена Шедько и Марина Зверева, заручившись поддержкой директора 21-й школы, поехали в Москву, привезли нормативные документы и добились открытия специального класса. Хотя никто, даже специалисты, не верили в успех. Была проделана колоссальная работа: сурдопедагоги прошли обучение в Москве, класс оборудовали специальной мебелью, аппаратурой. Трудно представить, сколько сил пришлось вложить в это папам и мамам. Но они справились. Ради детей.

И в 95-м году, на базе школы № 21, был создан первый в Архангельской области класс для детей с нарушением слуха. Сейчас те ребятки уже перешли в восьмой. Второй специализированный класс был открыт три года назад.

Но некоторые родители детей, у которых слух был более или менее, не сразу привели их сюда, боялись, что не получат они нужного образования. В результате, ребенок, которому среди других тридцати учеников учительского внимания почти не уделялось, превращался в серого двоечника. И позже все равно приходил в спецкласс, к ребятам, которые уже многого добились.

...Окончив в Петербурге институт им. Герцена, отделение коррекционной педагогики, Елена Шедько пришла работать в дочкину школу. Вика сначала ворчала, а потом привыкла.

- Так и называет меня на уроке мамой, никак не могу отучить. Но дети, кажется, на это внимания уже не обращают.

- Значит, правильно тогда от интерната отказались? - спрашиваю Елену Алексеевну.

- Конечно. Во-первых, уровень образования там дается слабый: в двадцать лет выпускник «выходит на свободу» с неполным средним образованием. Во-вторых, воспитываться слабослышащий человек должен в той среде, где будет жить, накапливая опыт общения. Был случай, когда юноша после интерната вернулся домой - а у мамы новая семья, и ему не очень-то рады. Языка жестов родители не знали, он не знал их характеры и привычки. Тоскливое чувство ненужности привело к попытке суицида.

Вот у Ромки нашего, он в четвертом «Г», светлая голова - родители сами прошли через интернат. А сына туда решили не отдавать. И хотя отец глухонемой, мама не слышит, они дают парню больше, чем некоторые слышащие родители. Папа - знаток географии, и Рома еще в третьем классе мог легко перечислить все страны, их столицы и... футбольные клубы.

Андрюшка у нас не слышит и не говорит, а тоже весь в папу, который мастер на все руки. Если батареек в «лентяйке» нет - значит, они в машинках, которые Андрюша сам собирает и отправляет в поездки по квартире. Еще у наших детей зрительная память очень развита. Андрей, например, заглянув в папины книжки, собирает электросхемы, паяет.

- Получается, что зрительное восприятие особенно важно. А вот классная доска у вас в кабинете не очень...

- Да, это беда. Ребята стали и зрение терять, а на слуховые аппараты очки не наденешь. Но вчера редакция газеты «Ай-болит» выделила деньги на приобретение новой доски. Ребята из фирмы «Глобус», спасибо им, канцелярией помогают. И не только они. Все предприятия Северодвинска - и государственные, и частные - за эти десять лет хоть чем-то, да помогли. Не сумасшедшие, конечно, деньги, кто чем может. Мы и сегодня очень надеемся на помощь добрых, неравнодушных людей. Ведь еще всего столько нужно...

Государственный язык... жестов

Милосердны и иностранцы. Очень помогают северодвинским энтузиастам международные благотворительные фонды. В благополучных странах иное отношение к тем, чьи возможности ограничены. Норвежцы, например, добились того, что жестовый язык стал третьим государственным. Там в любой сфере обслуживания персонал владеет минимумом языка рук.

- Мы пока язык жестов детям не даем, - продолжает Елена Шедько, - чтобы выработался автоматический навык считывания по губам. Да и нет еще у нас в городе человека, который мог бы преподавать жестовую речь.

- А она едина во всех странах?

- Нет, везде своя. Даже в России есть масса диалектов и наречий. И часто, когда глухие из разных регионов собираются вместе, они не понимают друг друга: «А у нас говорят не так».

Но в языковой среде жестовая речь осваивается быстро. Одна девушка в восьмом классе после гриппа резко перестала слышать. Поступила в спецучилище для инвалидов в Архангельске, научилась шить шляпы и за год изучила язык жестов. А вообще профессиональное образование - наша головная боль. Школу окончили - что дальше? Большинство получают специальность в этом архангельском училище, осваивают переплет или скорняжное дело. Но есть почему-то предубеждение, что инвалиды не могут работать качественно. Обзвонила несколько ателье, чтобы помочь найти работу маме одного из учеников. И что? Меня с подозрением допрашивали - а как она шьет, какие у нее строчки? Обещали подумать, видимо, для приличия.

Чувствуют душой

Ребята плохо слышат этот мир, но тонко чувствуют его душой и очень талантливы. В театральной студии «Импульс» при ДЮЦе Надежда Белозерова ставит с ними сказки, пантомимы.

- Моя задача - открыть ребят миру, - говорит Надежда Анатольевна. - За четыре года уже пригляделись друг к другу, и отношения вышли на уровень партнерских. Занятия носят коррекционную направленность, развиваем ритмику речи, это помогает правильно ставить ударение в словах. Чувствуется, что за последние годы мои подопечные повзрослели. Обсуждают между собой костюмы, слова, характеры, доказывают что-то друг другу, спорят.

- Все это тоже соответствует методике Леонгард, - добавляет Елена Шедько. - Ребенок должен сам мыслить, выводить правила. Иногда на уроке нарочно говорим неправильно, провоцируя ответ: «Я не согласен». Не в каждом обычном классе школьники отважатся поспорить с учителем. Домой дети приходят в пять вечера после индивидуальных занятий, театральной студии. Нагрузка большая, но они привыкли с полутора -двух лет целыми днями работать.

...Откуда приходит в семьи беда по имени «глухота»? Новорожденный подхватил менингит - спасибо врачам, остался жив, но из-за сильных лекарств потерял слух. Глухота может передаваться по наследству. У одного из учеников сначала оглох дедушка, потом старший брат, оканчивавший школу, а он сам - уже в детском саду. Причиной может стать внутриутробная инфекция. Страшно об этом говорить, но получается, что никто не застрахован от болезни.

Не упустить время

- Наша задача - научить устной речи, чтобы ребенка понимали, - объясняет Елена Алексеевна. - И чтобы он сам осознал: речь - основа жизни. Результат есть, ребята, наконец, стали стремиться к обучению. Хотя поначалу просто отворачивали голову. А у наших - они считывают в основном по губам - если отвернулся, считайте, он вас не слышит

Свою дочку терроризирую очень, хотя могла бы, наверно, «не замечать» и пропустить ошибку-другую. Раньше проговаривали каждый шаг. Пойдем на прогулку, остановимся у лужи - пока Вика ее не назовет, дальше не идем. Или суп нальем, а ложки не дадим - пока сама словами не попросит. Таким, может, немного деспотичным методом и приучали разговаривать.

И от родителей учеников тоже требую строгости. В сентябре, бывало, приходилось устраивать скандал: на лето ребенка отвозили в деревню без слуховых аппаратов (чтобы, не дай бог, там они не сломались). И три месяца ребенок был абсолютно глухим, напрочь забывая все, чему научился.

Самое важное - как можно раньше выявить проблемы со слухом - современная аппаратура позволяет это сделать - и начать заниматься. Вике мы надели аппарат в шесть месяцев, потому она и лучше говорит.

Когда мы в первый раз приехали на консультацию к Леонгард, в коридоре сидела мамочка из Прибалтики с мальчишкой лет шести, который бойко говорил, с характерным прибалтийским акцентом. Что они здесь делают? Мама, показав за ушками сына слуховые аппараты, подтвердила: «Да, мы глухие. Но занимаемся у Элеоноры Ивановны с рождения».

- С аппаратами тоже проблема?

- По идее, их нужно менять каждые 18 месяцев, но мы носим максимально долго - по пять лет. Отечественные аппараты даже врачи использовать не рекомендуют: своим треском они вызывают жуткие головные боли. Снимая их, детям кажется, как будто целый день по голове молотком стучали. Новые цифровые аппараты, о которых мечтаем, имеют широкий диапазон звучаний и отфильтровывают шумы, оставляя только звуки речи. Один аппарат стоит больше тысячи долларов, а их нужно два, на оба уха. Каждый выкручивается, как может. Одна бабушка отписала письма всем министрам и депутатам. Откликнулись только Жириновский и жена Путина.

Хотя дети с нарушениями слуха и учатся в обычной школе, но живут своим мирком. Кабинет находится на четвертом этаже, отдельно от других начальных классов. Только звонок с урока - и ребята выскакивают в коридор, гоняя в рекриации пластмассовую крышечку - футбол такой. Иногда приходят к ним поиграть «старшаки». Первый год ребятки жаловались, что шестиклассники дразнятся, вертя ладонями около ушей. Учитель реагировала так: «Ну и что, ты тоже подразнись». Нужно уметь постоять за себя.

В восьмом классе другая проблема - с учителями-предметниками: у них нет нужных навыков. А тем, кто интересуется, Шедько дает специальную литературу - и успеваемость по их предметам сразу улучшается.

А то, что интеграция глухого ребенка в обычный коллектив вполне реальна, подтверждает второклассница Лада - умница наша. В детском саду занималась с полутора лет, первый класс - самый обычный - окончила на «отлично». Девочка хорошо ладит с одноклассниками, диктанты на слух пишет лучше, чем слышащие ученики. На занятия с ней отведены индивидуальные часы, так учителя не знают, чем это время занять. Собирают отстающих детей, и Ладушка им помогает.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Три победы Дениса Сидорова  |  Все лето на стене  |  От двух до пяти  |  Едель уходит на заслуженный отдых  |  В календаре - неразбериха  |  Премьера ко дню рождения  |
Культура   Четыре дня у моря  |  «Прекрасное пленяет навсегда»  |  13 новеньких  |  Бронзовый век СОТ «Приозерный»  |  Не оскудел Северодвинск талантами...  |  Встреча с добрым доктором  |  Прощальный выход Дороша  |  К нам едет Анне Вески  |  «Бригада» Алексея Сидорова  |
Происшествия   Из искры возгорелось пламя  |  Подарок воришке  |  Пожар в центре города  |  Замочили преступников в холодном болоте  |  Погиб от рук отца  |  У опасной черты  |  Судебная хроника  |  Незадавшийся «теракт»  |
Экономика   Когда брюхо к бизнесу глухо  |  Кто что сказал  |  На монополистов вышли с плакатами  |
Северодвинск   «Звездочку» посетил министр Норвегии  |
Общество   Добрая троица  |  Летом мы «газуем» помаленьку  |  И за любовь благодарим  |  Кому ставить авто диагноз?  |  Все, что вы хотели узнать и не поленились спросить у «вечерки»  |  У вас есть «Мамочка»  |  Приходите к нам учиться  |  А начался ли отопительный сезон?  |  Королева комнатных цветов  |  Октябрь уж близится, а паспорта все нет  |  Добровольные помощники  |  Блажен, кто с печкой  |  Рушатся стереотипы  |  «Осень» без студентов  |  А в это самое время...  |  Страна глухих  |  Молоко больным - по конкурсу  |  Новости от ...  |  А слышно, что...  |  В десятке элиты северодвинцев - двое  |  Календарик «вечерки»  |  Кусочек «Курска» в музее  |  Картофельно-колбасный патриотизм  |  У карты «Северной недели»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2002
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com