Великое противостояние завершено - начинается грандиозное перевоплощение универмага
В 1999 году накал акционерских страстей вокруг ОАО «Северодвинский центральный универмаг» достиг своего тревожного апогея. За власть в самом большом в Архангельской области предприятии торговли боролись два крыла акционеров. Собственно трудовой коллектив ЦУМа и владельцы крупного (но не контрольного) пакета акций универмага.Тогда, в девяносто девятом, борьба между цумовскими акционерами, на мой взгляд, имела слегка идеологический оттенок. В одном из своих материалов на эту тему я сравнила ее с противостоянием «новой» и «старой» гвардий в пьесе «Вишневый сад». По сути, противостоянием двух экономических идеологий, мировоззрений. Прежняя администрация ЦУМа очень хотела, но не могла обеспечить процветания давно знакомому и любимому детищу. Не было оборотных средств, банки не давали кредитов, к тому же приходилось содержать огромнейшие площади. Предприниматели из Архангельска - могли, хотели, но не располагали для этого достаточными акционерскими ресурсами. В итоге - полное непонимание и несогласие, многочисленные суды.Проблема «подконтрольности» для архангелогородцев непросто, с «кровью», но решилась в 2001 году. Недостающие акции были скуплены, хозяйский пакет, соответственно, получен. А значит - вот она, свобода - делать с огромным магазином все, чего душа пожелает. Душа же новых держателей контрольного пакета акций желала многого...Шесть часов без права на ошибкуАлексей Кувакин, директор ООО «Кворум» (ЦУМ сейчас находится в доверительном управлении этого предприятия) ждал своего часа... шесть часов. Примерно столько времени потребовалось Алексею Евгеньевичу, чтобы убедить основных акционеров универмага и специалистов по подбору персонала в том, что он - лучший. Тесты, анкеты, собеседования. Кувакин говорит, что в процессе найма на работу похудел на шесть кило. И худеть еще, и худеть - шесть этажей своих торговых владений, которые Алексей Евгеньевич ежедневно и по несколько раз обходит с дозором - это, скажу я вам, не школьные пробежки по ровненькому стадиону.Управляющий ведет нас на экскурсию. Тему экскурсии можно определить так: здесь будет город ЦУМ.Бильярд под небом голубымОказывается, все, что делается сейчас в северодвинском универмаге, все, что закупается, монтируется и перестраивается - не есть случайно. Перед тем, как окончательно определиться с обновлением этажей, Алексей Евгеньевич проехался по нескольким крупным городам, посмотрел тамошние магазины и даже за границей работники побывали, дабы полюбопытствовать, что да как у иностранцев устроено. Более всего вдохновила московская «IKEA». Ухоженностью, объемами торговых площадей, дешевизной и, разумеется, оборотами - миллион долларов ежедневно! Такое нам только снится. Может быть, пока?Освоение новых пространств ЦУМа началось с четвертого этажа. Его, некогда складского, спрятанного от покупателей и арендаторов, сейчас не узнать. Сияющие полы, современное торговое оборудование, а чисто! Управляющий говорит, что четвертый этаж сейчас самый популярный у посетителей и предпринимателей. Здесь работает восемьдесят девять секций. Именно на четвертом этаже открыли свою торговлю в Северодвинске несколько иногородних коммерсантов.Впрочем, и это еще не самый верх. В универмаге есть пятый этаж, пока складской и административный. Он, по смелому замыслу хозяев, должен преобразиться в развлекательный комплекс.Здесь будет танцпол, бильярдные столы, бар, салон красоты, настоящее интернет-кафе и еще кое-что, о чем акционеры пока говорить не хотят. Мол, тайна это коммерческая и «изюминка» - такого в Северодвинске точно не было.Третий станет разноцветнымТретий этаж от собратьев не отстает. Здесь поселилась и уже стала воплощаться в торговую жизнь идея так называемых секторов. Раньше нашему покупателю за одним товаром приходилось по всем этажам скакать. Обувь, к примеру, или джинсовые товары выискивать и примерять в многочисленных отделах. А времени сколько на это уходило, а сил, а детишки маленькие как капризничали. Лозунг третьего этажа - неудобства долой! Теперь одни группы товаров и продаются рядышком. Джинсовая аллея, обувной рай, площадь имени верхней одежды. В общем - удобно.Идея секторов, рассказывает управляющий, в той или иной мере будет присутствовать на всех этажах центрального универмага. Но на каждом - своя «изюминка», свой стиль за-присутствует, над этим сейчас как раз дизайнер работает.Скажем, наш знакомый третий оденется в разноцветье. По периметру этажа, вдоль каждой из четырех стен, будет стоять торговое оборудование четырех цветов.А еще сюда планирует переехать презентационная площадка, которая в самодеятельном варианте присутствовала на первом. Ее обустройством займется наш великий шоумэн Юрий Кандиранда. Профессиональная сцена, звук, свет помогут торгующему народу показать свой товар во всей красе народу покупающему.Кофточки«за стеклом», мебель - под землейВторой этаж - этаж одного цвета, стиля, единого торгового пространства. Стильные прозрачные перегородки, позволяющие усталому покупателю оценить ситуацию правильно - стоит ли заходить в отдел сейчас, а, может быть, к следующему повнимательнее присмотреться?Здесь, в застеколье, говорит Алексей Евгеньевич, «живут» отделы с именами - «Выбор», «Цефей», «SA.AN», фотостудия «Кадр». Форма торговли - самообслуживание. Прилавки морально устарели, они мешают человеку разобраться со своими желаниями. Оказывается, по статистике, при переходе на самообслуживание оборот торговой точки увеличивается процентов на сорок. Поэтому и идею эту арендаторы ЦУМа восприняли очень даже положительно. Несмотря, кстати, на то, что подобный принцип организации требует от предпринимателей дополнительных расходов. Во-первых, количество продавцов в отделе возрастает. Не так давно ЦУМ отчитывался перед городской администрацией (являющейся держательницей десятипроцентного пакета акций) о проделанной работе. Так вот, количество рабочих мест в универмаге за последний год увеличилось на двадцать процентов.Управляющий утверждает, что это не предел. Грандиозная перестройка грядет на первом этаже. Внушительное крыльцо, по которому мы с вами привыкли добираться до дверей торгового центра, поменяет профиль и станет торговой площадью. Стеклопакеты будут вынесены и установлены по крылечному периметру. «Плавающие» (как в архангельском супермаркете «Премьер») двери станут открываться без усилий, по первому покупательскому мановению. Кстати, по проекту, со стороны улицы Ломоносова будет сделан еще один вход в универмаг, чтобы люди, идущие в магазин со стороны Морского проспекта, не тратили время и силы на то, чтобы его обходить. И лифт со временем нам тоже откроют. Пятый этаж все же - не ближний свет.Полу первого этажа тоже придется потерпеть. Проектом предусмотрено строительство лестничного марша на нулевой этаж.Принцип организации первого этажа - магазин в магазине. Пластиковые перегородки, единый стиль в дизайне. Его уже освоил магазин бытовой техники «Эльдорадо». В подвальном техническом помещение тоже, как мы выяснили, будут торговать. Хозяйственными, строительными товарами, бытовой химией, линолеумом, ковролином, скобяными изделиями, мебелью.Готовь полтора часаНаша беглая экскурсия по ЦУМу заняла ровно час. Представляю, сколько времени понадобится для того, чтобы вдумчиво постоять подле приглянувшегося товара. У Алексея Евгеньевича по этому вопросу информация достоверная. Маркетинговая служба универмага провела замеры - женщина гуляет по четырем цумовским этажам как минимум полтора часа. А скоро сможет гулять еще дольше, даже если при ней ребеночек. Планируемая развлекательная детская комната на верхнем этаже призвана освободить руки молодой мамы. Что ж, вполне мудро - поболее походит, поболее купит.Да, мы ни о чем не забыли? Нет. В ЦУМе не забыли даже о том, о чем, как правило, вообще не думается или думается в последнюю очередь. Вход в универмаг решено оборудовать специальным въездом для инвалидов-колясочников. Для них же отремонтируют туалет. Для нас, кстати, тоже. Женский и мужской на разных этажах.Случилось, в общем-то то, что должно было случиться. В наш самый главный и самый большой (даже в области) универмаг пришли люди, которым удается сделать его интересным и удобным. И пределов-то совершенству, как известно - нет.На столе управляющего кипами громоздятся бумажные проекты, схемы, планы глобальной перестройки торгового центра. И даже крышу эти планы и проекты затрагивают, хотя до нее, родимой, еще добраться нужно.А тайну «изюминки» пятого этажа, которую Алексей Евгеньевич поначалу выдавать не хотел, он все же открыл. Там будет...Нет, право, не стоит. Сами все увидите, сами удивитесь. Пусть это действительно пока тайной остается.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!