«Батюшка, а почему вы такой толстый?». Неукушенный локоть. Команда и ее тренеры
«Батюшка, а почему вы такой толстый?»Несколько наивных вопросов деревенскому священнику
Было это в июле 1931 года. Отмечался в нашей деревне большой престольный праздник. Из окрестных сел съезжалось много гостей, хозяева заранее готовились: варили пиво, гнали самогон, пекли пироги. Рано утром звон колокола с часовни звал народ к молебну.
лужбу вел священник Геннадий. Был он богатырского телосложения, с окладистой черной бородой, обладал сильным голосом. Отслужив молебен, он начинал обход всех домов - поздравлял сельчан с праздником.
Мы, ребятишки, гурьбой следовали за ним, любуясь золоченой рясой. В каждом доме его принимали радушно, садили за стол, дарили пироги, варенье. Часть продуктов он оставлял в бедных семьях. А в конце дня батюшка остановился отобедать в нашем доме, который находился вблизи часовни.
В моей несмышленой голове витало много вопросов к священнику. Осмелился, подошел, опустился на колени, поклонился, затем поцеловал крест на его груди.
- Что хочешь сказать, дитя мое?
- С ребятами мы шли за вами и спорили, почему вы такие полные, а наши отцы и деды тощие? - выпалил я. - Зачем в одном доме бранили хозяина, что пьет, а сами тоже вино пьете?
Священник был в хорошем настроении, улыбнулся:
- Друг мой, я полон потому, что приходится много кушать. Грех обижать хозяев, не отведав хлеба насущного. А выпиваю я только по праздникам, беру грех на себя. В церкви потом буду молиться за отпущение грехов с себя и всех православных. Ты, я смотрю, смышленый мальчик. А знаешь молитву «Отче наш»?
Я прочитал только две строчки и замолчал.
- Не беда, - сказал батюшка, - ты еще мал. Пойдешь в школу - за зиму выучи. Весной с родителями приходи в храм Божий в день Пасхи.
Пасха тогда пришлась на апрель. До церкви от нашей деревни около десяти километров по лесной дороге. Родители в храм не пошли, не с кем было оставить пятерых малых ребятишек. Мать уговорила соседку взять меня и моего товарища Васю с собой в храм, уж очень мне хотелось повидаться с батюшкой. Выучил я за зиму «Отче наш» и еще две молитвы. До церкви добрались уставшими и продрогшими, в теплой келье присели возле печки и уснули. Разбудили нас к началу службы.
Когда запел церковный хор, что-то невероятное стало твориться в моей детской душе. Хором руководил учитель русского языка Иван Маркелович. От богомольных старушек услышал, что он еще до революции помогал церкви. Своих детей не было, воспитывал с женой взятого у большой бедной семьи мальчика.
Позднее Иван Маркелович стал моим учителем. Зимой его арестовали, объявили врагом народа. Прихожане недоумевали: что мог сделать плохого этот добрейший, интеллигентный человек? Позже поняли: закрывалась церковь, власть убирала неугодных ей людей...
...На другой день в школе все знали, что мы с Васей были в церкви, хотя учительница, член коммунистического интернационала молодежи, накануне предупреждала - делать этого не надо. Выпустили стенгазету, в которой нас нарисовали: молимся так, что на лбу шишки вскочили. За непослушание учительница оставила на два часа после уроков, читала книжку.
С первого моего знакомства со священником и посещения церкви прошло 70 лет. До сих пор помню молитву «Отче наш», но стал атеистом. На это есть причины... Своих друзей, близких, идущих в церковь, я не осуждаю. Если они там ищут какое-то душевное успокоение, значит, стремятся к лучшей земной жизни.
Михаил КОЧНЕВ
Неукушенный локотьВыйти замуж - не напасть, как бы с мужем не пропасть
Я не ропщу на свою судьбу, сама во всем виновата. В молодости крутая была, парней меняла как перчатки: то брюки не по моде, то не то слово сказал. Работала и училась в нашем политехникуме.
Однажды однокурсница представила меня своему знакомому парню, светловолосому, с ямочками на щеках:
- Это Валера, на девчонок он внимания не обращает. И ты ему не понравишься, - сказала Валентина.
А мы подружились. Ходили в кино, театр. И вот однажды после очередного спектакля шагали по улице. Только что дождь прошел, сказочно все кругом, в мокром асфальте фонари отражаются. Подошли к моему общежитию, Валера и говорит:
- Я две недели приходить не буду. Надо в институт готовиться, сроки поджимают.
У меня на душе так пусто стало, что в сердцах ему сказала:
- Можешь вообще не приходить.
Тогда думала, что он мне не пара, у него будет институт, а у меня техникум. Вот, мол, и предупреждает, чтобы я на него не рассчитывала.
Валера все две недели встречал меня после работы, извинялся, говорил, что неправильно его поняла. А я: «Нет и все!» На прощание Валерик сказал:
- Как мне хочется посмотреть на того человека, которого ты выберешь себе в мужья...
И выбрала я себе мужа. Такого, что прожитая жизнь кажется адом. Только один год мы жили хорошо, а потом все пороки, какие бывают, у моего суженого проявились. Пыталась с ним развестись, он отпускал, но говорил:
- Детей не получишь! Скажу на суде, что ты алкоголичка.
- Но ведь это же неправда, - лепетала я, но боялась мужа и его многочисленной родни. Куда же я без детей, радости и жизни моей...
Я и сейчас за ним замужем, так же готовлю, обихаживаю. Много лет мы не разговариваем, чужие. Дети выросли, уйти бы сейчас от него, да квартиру не разменять. Дочка посоветовала завести любовника, а я смеюсь:
- Кто ж на такую «клюшку» клюнет...
И все-таки давайте о хорошем. Я еще работаю, ко мне очень хорошо все относятся, дети меня любят, жду внуков. Конечно, хотелось быть любимой, но, как говорят, близок локоть, да не укусишь.
Александра Петровна
Команда и ее тренерыПролетели два года посещения нашими детьми логопедической группы детского комбината №8 «Лесная сказка». Это особенная группа. Надпись на ее дверях гласит: «У нас разговаривают спокойным голосом». И это действительно так. Здесь царят улыбки, спокойная речь воспитателей, мудрое руководство логопеда. Да, мудрое, так как, несмотря на молодой возраст, знаний и опыта логопеду высшей категории Елене Геннадьевне Кузьминой не занимать. Ежедневные индивидуальные занятия, дыхательные упражнения, логоритмика постепенно помогают сделать речь наших детей плавной и чистой. Елена Геннадьевна - это большой души человек, с ней можно обсудить любые проблемы. Наверное, в профессии логопеда это одно из самых главных - желание помочь.
Группа живет одной большой семьей. В этом заслуга воспитателей Марины Борисовны Курниковой, Валентины Васильевны Головиной, а также помощника воспитателя Марины Александровны Ларьковой. В нашей группе одиннадцать мальчишек. «Футбольная команда», - шутят все вокруг. «Тренерскому» составу здесь совсем не просто. Но материнское участие, спокойное отношение и опытное руководство работников помогают справиться со всеми проблемами.
Хочется обратиться к родителям детей, имеющих аналогичные проблемы. Приходите. Здесь помощь реальна.
Родители