Этому учат в «Клубе ищущих работу»
- Хотела свою Светку на хорошее место пристроить, - пожаловалась соседка. - Но это просто невозможно. Все организации в городе обошли. Не берут никуда без связей...Посочувствовав ей, сначала привычно согласилась. А потом вспомнила историю, недавно услышанную в «Клубе ищущих работу» городского Центра занятости населения.История эта о том, как женщина нашла работу, о которой, по ее словам, и мечтать не могла. Хотите верьте, хотите нет, а воспитателя детского сада взяли на службу в одно солидное государственное учреждение безо всякого там «блата». Точнее, отобрали по конкурсу. А до этого она в поисках подходящей работы обратилась в Центр занятости, прошла программу клуба, потом по направлению службы занятости закончила курсы секретарей. И начала искать работу.Оказывается, найти приличное место можно, если все сделать правильно: правильно наметить цели, правильно вести себя, уметь правильно себя подать. Уже пять лет этому совершенно бесплатно учат в «Клубе ищущих работу».На столе у руководителя Клуба Марины Оводовой - множество книг под заголовками в духе: «Успешный поиск работы» и «Как себя продать».- А не грубовато ли это звучит - «продавать себя»?- Но ведь это реалии сегодняшнего дня. Рынок труда - он и есть рынок. Работодатель вправе назначить цену вашему опыту, знаниям, профессионализму. Понятно, что задача ищущего работу - представить себя с выгодной стороны. 23-летняя Юля, учитель русского языка, считает: - То, что я не могла найти работу, моя вина. Друзей и знакомых задействовала, газеты просматривала, по школам ходила. Но вот рекламировать себя (или презентовать, как сейчас говорят) не могла. Не было с собой и резюме. - Молодому специалисту, не имеющему за плечами солидного опыта работы, крайне важно правильно подать себя, - это уже 22-летний юрист Елена. - Теперь, после занятий, я не растеряюсь при встрече с работодателем и смогу его заинтересовать.Социолог Наташа добавляет:- Я сделала для себя много открытий: можно посещать организации «наудачу» и получить самые неожиданные предложения, можно распечатать и разослать много-много своих резюме, а можно начать методично обзванивать организации.Сегодня цифра регистрируемой безработицы не так велика, как, скажем, это было два года назад, и безработные ищут не просто работу, а «хорошую работу». Хотя что это значит, мало кто из них может толком объяснить. Отсутствие четких представлений и целей - первая, но не единственная ошибка в поиске работы. Итак, о некоторых правилах. Во-первых, ищущим работу не хватает внутренней готовности к активным действиям. А активность - залог успеха. Каждый день должен быть наполнен конкретными действиями по поиску. Надо обращаться в различные организации, встречаться с предполагаемыми работодателями, напоминать о себе. Важно только делать это правильно! Иначе «достанете» всех и результат будет обратным. Совет: имейте при себе документы, составьте резюме, не забывайте представляться, записывайте имя-отчество человека, с которым общались, спросите разрешения обратиться вновь. Во-вторых, будьте готовы к отказу. Настройте себя, что в девяти случаях из десяти вы услышите: «Нет». Относитесь к своим неудачам философски, цените их: они неизбежны и по-своему полезны, так как дают опыт и пищу для размышлений. В-третьих, многие страдают от внутренней неуверенности. Трудоустройство осложняют низкая самооценка, излишняя скромность, робость в общении с работодателями. Прежде всего необходимо демонстрировать уверенное поведение. Человека с жалким внешним видом не возьмет к себе НИКТО. Кому нужны неудачники?! Да, может быть, на душе кошки скребут - все равно держитесь уверенно. На занятиях в клубе отрабатываются элементы собеседования с работодателем. У участников программы есть уникальная возможность взглянуть и оценить себя со стороны. Марина Михайловна включает видеокассету с ролевой игрой (на занятиях активно используется видеокамера). Симпатичная девушка робко зашла в кабинет, присела на край стула, сложила руки на груди, во время беседы делает много ненужных жестов, слова произносит, отводя глаза в сторону и в потолок и как-то совсем-совсем тихо... Да, уверенной ее не назовешь. Как же произвести хорошее впечатление? Говорите ясно и понятно. Не забудьте представиться. Будьте приветливы. Улыбайтесь. Старайтесь не использовать фраз в отрицательном ключе, вроде «Не могу ли я?..» Иначе в ответ можете услышать «Не можете». Говорите: «Могу ли я?», «Разрешите». Поддерживайте контакт глаз с собеседником. Особенно, если хотите убедить, что хотите и можете работать. Ведь честный человек не боится смотреть в глаза. Самая частая причина отказа - отсутствие опыта работы. Поэтому не спешите произносить «Опыта работы нет». Вспоминайте прошлые практики и стажировки, любой, самый незначительный опыт. На сегодняшнем занятии участницы клуба (а это в основном женщины) как раз учатся выдать позитивную информацию. Вспоминают все положительное из своего опыта работы, образования и профессиональной подготовки, возраста и даже периода безработицы. Быть может, оставшись без работы, вы занимались самообразованием, закончили курсы или поднаторели в деловом общении по телефону?Телефонный разговор, оказывается, тоже имеет свою технологию. Вот пример самого короткого и самого неудачного разговора:- Здравствуйте, я хотел бы узнать, у вас есть вакансия инженера? - Извините, у нас нет никаких вакансий.Не спрашивайте о вакансиях! Их может и не быть. Да и сотрудник, ответивший на звонок, подбором кадров, возможно, не занимается. А ваша задача - напроситься на встречу с работодателем, рассказать о себе, получить информацию, к кому и куда обращаться по вопросам трудоустройства. Вполне возможно, скоро место освободится, и вас пригласят. - Марина Михайловна, почему же не все, кто прошел программу клуба, трудоустраиваются?- Причины могут быть разными. Бывает, что люди на самом деле вовсе и не хотят искать работу. Часто встречается и какое-то инфантильное отношение к поиску работы. Как еще это назвать, если девушка, придя на собеседование в торговую сеть, говорит, что до семи она работать не может, поскольку в шесть у нее массаж. А массажистка постоянная, и у нее все расписано по часам..Так, вообще-то, делать не стоит Лучше искать работу через знакомых. Порасспросите своих друзей и родственников, не нужны ли у них на работе начальники, боссы, шефы или, на худой конец, «шишки». Опыт показывает, что практически любой человек может без проблем устроиться и успешно работать учителем английского, французского и немецкого языков в сельской школе. Не смотрите будущему директору прямо в глаза. Они, собаки, этого не любят. Сидя напротив будущего начальника и внимательно слушая его, попутно заточите ему карандаши, поправьте листы бумаги, протрите телефон, сделайте в его еженедельнике две-три пометки. О причине, по которой вы уволились с последнего места работы, говорите уклончиво. Скажите что-нибудь обтекаемое, например, «уволили за пьянку», или «а, так, за прогулы...», или «а, директора побил».Как объяснить увольнение...Вполне возможно, будущий начальник не ограничится сведениями из вашей трудовой книжки и попросит более подробно объяснить причины ухода с прежних мест работы. В таком случае называйте только те из них, которые характеризуют вас с положительной стороны. Обычно не вызывают сомнений такие причины: ликвидация предприятия, очень далекое расположение от дома, маленькая зарплата, истечение срока контракта.Скромность - главное украшениеВыберите тот стиль одежды, который соответствует статусу вашей профессии.Милые дамы! Собираясь на собеседование, оставьте обтягивающую одежду с большим декольте для других случаев. И не злоупотребляйте ювелирными украшениями и косметикой. Правило для всех: оденьтесь чуть лучше, чем вы одевались бы каждый день на работу. Но, естественно, не лучше будущего директора. Ну и главное - одежда должна быть опрятной.Ваша своеобразная визитная карточкаРезюме - это краткое изложение сведений об основных анкетных данных и профессиональных навыках.Что значит «хорошее резюме»? Во-первых, короткое, во-вторых, четко построенное и конкретное. Употребляйте простые предложения. В качестве заголовка не стоит писать «Резюме» или «Анкета». Лучше напишите свою фамилию, имя и отчество. Естественно, в резюме не должно быть ошибок или опечаток. Выберите красивый шрифт и распечатайте резюме на хорошей бумаге.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!