Не случайно типография родилась на год раньше города.В начале было слово. ПечатноеУважаемые коллеги! Сердечно поздравляю вас с юбилеем типографии и Днем печати. Не случайно типография родилась на год раньше города. Человек начинает пользоваться услугами полиграфистов еще не родившись. Медицинская карта новорожденного, свидетельство о рождении, школьный аттестат, повестка в армию, диплом и множество других документов необходимы людям.Мы познаем мир через звук слова. «В начале было слово», потом появилась книга... А далее - газеты. И сегодня большинство людей не представляют, как можно ежедневно обойтись без книги или газеты. А это совместный труд писателей, журналистов и, конечно, полиграфистов. Символично, что первую цветную газету в нашей области начали печатать в Северодвинской типографии. И так держать, северодвинцы! Горжусь вами, желаю новых творческих успехов на поприще цветной полиграфии и освоения новых аспектов полиграфического рынка. Счастья, крепкого здоровья вам и вашим близким, радости и веселья. Обнимаю,
Екатерина СИМОНОВА
Первопечатники нашего городаШел январь 1937 года. А по зимней дороге из Архангельска в поселок Судострой пешком шагали работники типографии, которая существовала пока только на бумаге. Но директор был уже назначен. Вот и нес Хаим Григорьевич Тарнапольский вместе с подчиненными в заплечных мешках небогатое имущество своего будущего предприятия. «Заключки - 2 штуки, кассы шрифтовые - 99 шт., верстатки - 9 шт., ножницы - 2 шт., часы-ходики - 2 штуки...», - значилось в описи оборудования.скоре в пристройке Николо-Корельского монастыря зашумела печатная машина «Пионер», а через два месяца строители держали в руках первый номер «Сталинца Судостроя». По крохам собирали оборудование, по буквам набирали вручную строчки пламенных призывов, трудовых рапортов первостроителей и сводки Совинформбюро. Первое задание партии и постройкома было выполнено.Шел второй час нашей экскурсии по Северодвинской типографии. Сегодня, 65 лет спустя, только перечисление названий ее цехов займет на бумаге больше места, чем тот, самый первый список новорожденной. Я здесь впервые, а сравнивать есть с чем, потому «свежим» взглядом оцениваю чистоту, удобство и уют. Последнее особенно странно для такого огромного производства. Доводилось бывать в типографиях помельче, где шага нельзя сделать, чтобы не поиметь на память черное пятно, пахнущее свежей газетой.Говорят, бесконечно долго можно смотреть на огонь и воду. Наверное, многие коллеги меня поддержат, если продолжу этот список машиной, печатающей газету. Глаз оторвать невозможно от бегущего белого полотна, которое, изворотливо пройдя сложный путь, превращается в газету . Честно пытаюсь разобраться, как же все это делается, а потом, махнув рукой на технические изыски, просто любуюсь, как журналистский труд вливается в труд уважаемых полиграфистов. А «выливается» - стройными рядами уже сложенных по порядку номеров страниц. Умная машина их в стопочки по полсотни делит. Ловкая приемщица - пакует. Тысяча, пять, десять... Все, подгоняй, издатель, технику, грузи тираж!Красиво работает современная печатная машина ПОГ-60. То, что она шумит потише своих предшественников, это лишь малое достоинство. А самое главное - скорость и качество. 20 тысяч экземпляров за один час «на гора» выдает, выполняя любые цветовые задумки дизайнеров. Так что в газетной судьбе теперь в череде черно-белых полос появляются и яркие краски, достойные многоцветной нашей жизни.А начинается этот сложный процесс на втором этаже, где фотограф-монтажник Ирина Помылева берет в руки прозрачную пленку, выведенную на редакционном компьютере, и начинает с ювелирной точностью, с помощью лупы накалывать ее на металлическую пластину. Секунд на 45 ослепит она этот «бутерброд» яркой лампой, потом в проявитель опустит, обмоет водой и - готова газетная страница. Правда, пока в алюминиевом варианте. Пластины заправят в машину, и опять закрутится «колесо истории», опережая время. Ведь на страницах только что отпечатанной газеты всегда стоит дата будущего дня. С прошлым в печатном цехе тоже не спешат расставаться. Офсетная машина, которая когда-то считалась высшим достижением советской полиграфии, натруженно гудит. И для ее древней предшественницы - «Американки» - дело находится. Чаще всего ей достается самая культурная работа, театральные афиши, например.В цехе цветной печати тоже красота рождается. Разнокалиберные календари, буклеты и прочая пестрая «мелочь», достойная украшать самые престижные кабинеты, - все на вкус и желание заказчика. В переплетном подшивают и спиральками закрепляют то, что распадаться не должно. Работы хватает.Александр Евтух тоже без дела не сидит. Должность у него «острая». 27 лет подряд Александр Павлович режет бумагу. Вроде бы нехитрое дело, тем более, что машина свой нож так опускает, что в одиннадцатисантиметровую стопку бумаги он как в масло входит.- С бланками работать нетрудно, а когда продукция цветная идет, с оборотом да на разрез миллиметр отводится - тут постараться надо. Интересная у меня работа, разнообразная.Давно известна истина: скучно не бывает тому, кто к делу с душой относится. Пусть это будут нуднейшие, да простят меня чиновники, бланки, яркие картинки или очередной номер газеты. Главное - все сделать качественно.- А мы в этом заинтересованы, - говорят работники типографии, - сами на себя работаем - акционеры!Можно долго и с гордостью перечислять сегодня типографский «машинный парк». Как и по каждому предприятию-ровеснику, по становлению северодвинской типографии можно изучать историю страны. От великого энтузиазма на голом месте через советские победные пятилетки с их строгими планами и до свободного «полета» акционерного общества. Все это нетрудно вспомнить - в Северодвинской типографии умеют хранить историю. И все равно получится, что рассказывать надо в первую очередь о людях. О Николае Уварове, который не посмотрел на директорскую бронь и ушел на фронт. Он погиб в сорок третьем. О Семене Белозерцеве, в холодной пристройке монастыря набиравшем вручную городскую газету. О директоре Василии Агееве, про которого говорят: «Сказать, что он был хорошим руководителем - значит, ничего не сказать об этом человеке». Об удивительной женщине, Екатерине Симоновой, смелости которой могут позавидовать многие мужчины-руководители, сдавшиеся на милость перестройки... И обо всех сегодняшних работниках открытого акционерного общества «Северодвинская городская типография». Говорят, очень трудолюбивый коллектив. И партнеры надежные - добавим мы, желая полиграфистам здоровья, удач, полноцветной, как их продукция, жизни. И повторим это с помощью юбиляров 17 тысяч раз. Такой сегодня тираж у «Вечёрки», ровно пять лет печатающейся в доме №5 по улице Южной.Эпоха АгееваПериод с 1966 по 1975 год называют «Эпохой Василия Агеева»Это было особое время. Время обновления производства, трудовых побед, строгой дисциплины и заботливого отношения к каждому работнику. А о том, каким человеком был директор, сегодня рассказывает его дочь, корреспондент «Вечернего Северодвинска» Тамара Шашкова.Для меня он - идеал человека, отца - как он любил нас, четверых своих ребятишек, мужа - маму он буквально на руках носил, труженика - отдавался работе самоотверженно. Даже в последние годы в отпуск не ходил, вытягивая типографию в передовые, рентабельные. «Отпуск, - говорил, - я к пенсии храню». Но так и не довелось отдохнуть. Отец умер 57 лет от роду.На службу в армию он ушел на второй день после свадьбы. О моем рождении узнал из маминого письма. Отец был три раза контужен, но каждый раз после госпиталя возвращался в родную часть. С нею и дошел до Берлина.Вернулся папа домой только в 1946 году. С тросточкой. Его сразу назначили редактором газеты «Большевистская путина», потом работал ответственным секретарем в нарьянмарской «Нарьяна Вындер», затем в газете «Социалистическое Заполярье».Вернувшись с войны, жадно взялся за работу и жизнь. Упорство у него было в крови.Ничто не давалось ему легко, два инфаркта перенес. И тогда стал бегать на лыжах, грести на лодке - поставил сам себя на ноги.Отец достойно прожил жизнь, справлялся со всеми трудностями. И даже выговорам, которых у каждого руководителя бывает немало, знал истинную цену: «Если по области выговор объявят - это все равно, что благодарность по городу. А уж если из министерства недоброе слово получу - считай, поощрение в областном масштабе».Но Красное знамя победителей соцсоревнования по министерству постоянно было в Северодвинской типографии.
Тамара ШАШКОВА
«Патефон – одна штука»В описи типографского имущества 1937 года в культинвентаре значится патефон.Правда, пометочка стоит, что он неисправным был. История умалчивает о том, пел ли этот инструмент на радость трудягам. А вот в пятидесятые годы, вспоминают ветераны, веселились под большую редкость для тех времен - радиолу. К ней прилагался большой комплект пластинок. Чаепитиями и концертами каждый праздник встречали.Так что умение не только хорошо работать, но и отдыхать можно считать доброй традицией северодвинских полиграфистов. И каждый праздник радуют коллег участники художественной самодеятельности. Новогодний бал без костюмированного шоу не обходится, подарки - обязательны. И не только детям.Cтройка векаКогда в 1975 году Николаю Ивановичу Сохареву партия сказала: пойдешь в типографию директором, он изрядно удивился. Если и имел какое-то отношение к печатному слову, то только как редактор стенгазеты «Бетонщик». Недоумение свое высказал, мол, не специалист я в полиграфии. В ответ: «Специалистов там хватает. Им хозяйственник нужен, так что тебе, строителю, карты в зубы». И задачу поставили сверхсложную: построить новое здание типографии. Старое к тому времени совсем дряхлым стало и тесным.Неизвестно, чья светлая голова сделала ташкентский проект для холодной России типовым, но на столе у главного инженера управления лежал только он. «Хуже ничего нет?» - не ожидая ответа, спросил Николай Иванович и засучил рукава. Ох как кстати пришлась строителю учеба в Высшей партийной школе и работа в горкоме партии! Был уже опыт, как по кабинетам ходить. Самым сложным препятствием стало отсутствие новой типографии в разделе документа «О развитии Северодвинска». А вне плана пропихнуть что-то при плановой экономике считалось нереальным. Начал директор с малого. Нашел на кафедре оснований и фундаментов АЛТИ двух молодых специалистов, которые развалину, дрожавшую от каждого проезжающего автобуса, в нужном ракурсе сфотографировали и какое следует заключение написали. Для этого пришлось, правда, для пущей убедительности кое-где полы разобрать. С документами и «страшными снимочками» сделал директор первый шаг - добился привязки проекта к городской местности. Был он по тем временам недорогим, всего около одного миллиона рублей. Но в наличии не имелось ни копейки. Взял тогда Николай Иванович в областном управлении какой-то банальный отчет, который можно было по почте переслать, и с ним проник в Госплан РСФСР. А там ему заведующий отделом постановление ЦК предъявляет: в конце пятилетки никакого строительства не начинать! Вышел директор в коридор - что делать? Дверью хлопнешь - не пустят больше. Опять партийная смекалка подсказала - ищи чиновников помельче, но к делу ближе.До сих пор помнит он имя того клерка - Галина Николаевна. Объяснила она ему, как все делается: «Вот смотрите, на ельцинскую типографию в Свердловске выделено 700 тысяч. Можно им дать 600, а вам - 100». Но для этого нужно заготовить «крючок» - очередной документик с места, после знакомства с которым ни у одного партийно-хозяйственного руководителя не возникло бы сомнения, что Северодвинску без типографии просто не выжить. Вернулся домой директор, подготовил слезное письмо и подписи под ним собрал. Да не каких-нибудь начальников, а тех, от кого в советские годы не принято было отмахиваться - пролетариев. Отослал бумагу в Москву. Когда прошло десять дней, а ответа не было, запахло победой. Потому как на несерьезные вопросы по партийному уставу отводилась декада, а на те, что поважнее - месяц. Через этот срок и прислали из столицы «добро» на начало строительства. А за ним и деньги.Скоро история пересказывается, долго дело делается. Восемь лет ушло на возведение светлого, просторного здания. 27 января 1984 года отметили работники типографии новоселье в доме №5 по улице Южной. А директор в том году сменил работу. Наказав своим преемникам на прощание: «Ну вот, девчата, я из старья вас вывел, теперь занимайтесь новым оборудованием». Для примера кивнул на непопулярный в те годы Запад: английские полиграфисты как раз бастовать начали, получив сокрушительный удар от по-современному оснащенных конкурентов. «Девчата» в типографии остались надежные. И сегодня, приходя в гости, бывший директор их заслуженно хвалит:- Смотрю на цветные газеты и радуюсь. Мы в свое время о таком только мечтали. В общем, молодцы, здорово работают!Работать, так с песнейМастер-класс газетного печатника Петра КалининаСпрашивать: как дела, у Петра Калинина на работе не надо. Надо только прислушаться, если за шумом печатной машины песня слышна - значит, все нормально, «идет» газета.После училища попал в Северодвинск. Из нашей типографии ушел в армию, а когда вернулся и отгулял положенный отпуск, решил: буду шофером работать. Для этого полагается медкомиссию пройти. В тот поворотный момент в коридоре первой поликлиники и попался он на глаза Василию Александровичу Агееву. Пришел директор типографии в больницу с личной проблемой, но тут же про нее забыл. Перехватил парня у докторского кабинета, посадил в машину, довез до дома и приказал: «С понедельника - на работу».С того самого понедельника по сегодняшний день и работает Петр Васильевич печатником. Говорит, не пожалел, что вовремя директору под руку попался. Работа интересная. Ответственность, конечно, большая. Пока весь тираж газетный печатается, нужно внимательно следить, чтобы краска ровно ложилась, без пробелов и клякс. Какой бы умной ни была машина, без опытных рук она так бумагу измазать может, что автор свой родной текст не узнает.- Иногда нужно тысячу экземпляров в брак прогнать, чтобы отрегулировать все как надо. Даже жалко бумаги. Как подумаешь - сколько деревьев на нее ушло...- А читать то, что печатаете, успеваете в рабочее время?- Я на качество больше смотрю и на верстку. Кстати, в этом плане «Вечерний Северодвинск» мне нравится.Нарушив крестьянскую династию, Петр Васильевич свою создал. Супруга много лет работала в нашей типографии переплетчицей. Теперь сын рядом трудится, правда, он по сантехнической части пошел, но тоже типографский. Говорят, весь в отца, такой же улыбчивый, добрый и ответственный.Песен, правда, не поет. А Петр Васильевич без них не живет. Когда со свадьбы собственной возвращался домой, три часа в автобусе без остановки пел, ни разу не повторился. Теперь, бывает, только две строчки из куплета на память придут. Лирические или патриотические - это уже по настроению. «О любви немало песен сложено...» - запевает печатник корреспондентам на прощание и отправляется проведать сменщика - как у него дела идут. Может, подсказать что-то нужно. У мужчин ведь тоже свои секреты бывают. Профессиональные, разумеется.Спрашивать: как дела, у Петра Калинина на работе не надо. Надо только прислушаться, если за шумом печатной машины песня слышна - значит, все нормально, «идет» газета.После училища попал в Северодвинск. Из нашей типографии ушел в армию, а когда вернулся и отгулял положенный отпуск, решил: буду шофером работать. Для этого полагается медкомиссию пройти. В тот поворотный момент в коридоре первой поликлиники и попался он на глаза Василию Александровичу Агееву. Пришел директор типографии в больницу с личной проблемой, но тут же про нее забыл. Перехватил парня у докторского кабинета, посадил в машину, довез до дома и приказал: «С понедельника - на работу».С того самого понедельника по сегодняшний день и работает Петр Васильевич печатником. Говорит, не пожалел, что вовремя директору под руку попался. Работа интересная. Ответственность, конечно, большая. Пока весь тираж газетный печатается, нужно внимательно следить, чтобы краска ровно ложилась, без пробелов и клякс. Какой бы умной ни была машина, без опытных рук она так бумагу измазать может, что автор свой родной текст не узнает.- Иногда нужно тысячу экземпляров в брак прогнать, чтобы отрегулировать все как надо. Даже жалко бумаги. Как подумаешь - сколько деревьев на нее ушло...- А читать то, что печатаете, успеваете в рабочее время?- Я на качество больше смотрю и на верстку. Кстати, в этом плане «Вечерний Северодвинск» мне нравится.Нарушив крестьянскую династию, Петр Васильевич свою создал. Супруга много лет работала в нашей типографии переплетчицей. Теперь сын рядом трудится, правда, он по сантехнической части пошел, но тоже типографский. Говорят, весь в отца, такой же улыбчивый, добрый и ответственный.Песен, правда, не поет. А Петр Васильевич без них не живет. Когда со свадьбы собственной возвращался домой, три часа в автобусе без остановки пел, ни разу не повторился. Теперь, бывает, только две строчки из куплета на память придут. Лирические или патриотические - это уже по настроению. «О любви немало песен сложено...» - запевает печатник корреспондентам на прощание и отправляется проведать сменщика - как у него дела идут. Может, подсказать что-то нужно. У мужчин ведь тоже свои секреты бывают. Профессиональные, разумеется.И все планы - реальныРождественские признания директора типографии Елены Буяновой журналистам «Вечёрки»,записанные под ровный гул новой печатной машины Елена Владимировна Буянова пришла работать экономистом в Северодвинскую типографию в 1984 году. Так что через шестнадцать лет, когда предложили возглавить коллектив, и в полиграфии она была уже специалистом. Закаленным рыночными отношениями, которые работники типографий, наверное, почувствовали на себе одними из первых в стране. Справились, не опустили руки, когда оборвались многие деловые связи и упали тиражи продукции. Стали акционерами. Звание это ничего не прибавляет тем, кто не умеет работать самостоятельно. Зато инициативным дает самое главное - свободу. В Северодвинской типографии знали, что с ней делать. Поэтому предприятие от Екатерины Симоновой Елена Буянова приняла крепкое, стабильное.- Сегодня мы печатаем 34 газеты. Все крупные северодвинские издания и 14 - по области. География большая: Архангельск, Новодвинск, Плесецк, Мирный, Каргополь... После участия в выставке «Пресса-2001» с нами решили сотрудничать издатели детского журнала из Москвы.- Свое всегда ближе. Ну а иногородних клиентов чем удается привлечь и удержать? Ведь конкуренция сегодня среди полиграфистов большая.- Достаточно высоким качеством работы и приемлемыми ценами. И еще, мы всегда рады нашим заказчикам. Создаем им самые благоприятные условия. Заказы выполнять стараемся в сроки, даже если они порой кажутся нереальными. Поэтому для нас не существует праздников и выходных.- Клиент всегда прав... Ну а ваши работники не ропщут по этому поводу?- У нас очень понимающий, работоспособный, высокопрофессиональный коллектив. И стабильный. Из 60 человек только у десятерых стаж работы в типографии менее десяти лет.- Но это значит, что стареют кадры. А среди молодежи профессия полиграфиста не самая популярная.- Учим сами. Взяли учеников и поручили их профессионалам. За короткий срок новички показали неподдельный интерес к делу, а через полгода все успешно сдали экзамены. Есть кому на новом оборудовании работать.- А еще новое что-нибудь в ближайшее время будет?- Планов у нас громадье. В этом месяце поступит новая ниткошвейная машина. Она значительно улучшит качество переплета книг и брошюр. На газетном рынке заметна тенденция к выпуску многополосных изданий. Поэтому рассматриваем вопрос о расширении парка полиграфического оборудования. Планируем приобрести и установить единственный в городе новый комплект фотонабора.- А времена все еще нелегкие. Трудно, наверное, за прогрессом поспевать?- У полиграфистов они никогда не были легкими. Во все времена наша отрасль не стояла на месте. Так что привыкли идти по пути развития. Гордиться нам есть чем. Первыми в области освоили офсетную печать, потом цветную. И до сих пор мы единственные в области, кто регулярно печатает полноцветные газеты. Ваше издательство этим достижением, кстати, пользуется.- Спасибо! Красиво получается. А теперь о празднике. Ваши пожелания тем, для кого этот юбилей - дата в жизни.- Хочется поздравить всех коллег, наших уважаемых ветеранов с юбилеем предприятия, пожелать всем крепкого здоровья, счастья, благополучия, оптимизма, надежды на то, что все наши планы смогут реализоваться в будущем. Нашим партнерам - слова благодарности за сотрудничество, пожелания творческих успехов и процветания!
Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!