«Железный занавес» и бездорожье ставят крест на развитии старинного поморского села, притулившегося на краешке Белого моря
Я полюбил Неноксу заочно. Читая у Сергея Максимова «Год на Севере». Великий этнограф и путешественник, обследовавший в 1856 году быт и промыслы поморских сел на Летнем берегу Белого моря, выделил Неноксу особо. Не только за прямые улицы и дома, которые «глядят как-то весело своими двумя этажами», да за церкви, из-за которых синеет море. Отметил в своем дневнике Максимов и то, что попадается на ненокских улицах, против ожидания, много мужиков и «не в рваных лохмотьях, как в Солзе». Им не было нужды отходить от дома на случайные заработки во многом благодаря солеварням. О том, как поморы вели этот соляной промысел, приходилось не раз слышать позже, от самих ненокшан. В частности, в доме у местного поэта Алексея Трапезникова.А вот на днях эта тема вновь была поднята во время встречи с главой администрации Неноксы Александром Мусниковым и директором ООО «Волдом» Владимиром Лиходедом, который разработал оригинальный проект промышленной разработки ненокских кладовых.От Куртяево направо...Про «кладовые» заговорил Лиходед. На столе в его северодвинском офисе лежал крупный кристалл сибирской соли, а в нескольких банках - образцы произведенной в Питере соли для ванн, пищевой с вариациями приправ.- Это то, что мы хотим делать в Неноксе, - сказал как о чем-то уже почти свершившемся Владимир Александрович.А дальше разговор закрутился вокруг дороги. Точнее о том, что кроме как по железной дороге до села пути нет. И тут уж свои аргументы стал выкладывать ненокский «губернатор» Александр Мусников.Помнится, как года два назад именно с Александром Егоровичем и с двумя депутатами областного Собрания мы провели выездное «заседание» у обочины дороги, ведущей из Северодвинска в сторону Онеги. Повод был подходящий. Удалось-таки тогда включить подъезд к селу Ненокса в план строительства автодорог общего пользования за счет средств федерального Дорожного фонда. По тем временам 13 километров «подъездных» оценивались в 33 миллиона рублей.Увы, радовались недолго. От перекрестка на Куртяево в направлении Неноксы дорожники так и не ушли ни на шаг. Почему? Дорожный фонд заметно оскудел после того, как законодатели урезали местный налог «за дороги» с трех до одного процента. На 2000 год, правда, обещали выделить миллион. Отказались, потому что таких денег подрядчику не хватило бы и на вырубку будущей трассы.- В нынешних ценах строительство, считай, обойдется раза в два дороже, - уверяет Александр Егорович. - Только и без дороги селу не жить.С оглядкой на СопкуЭто как приговор. И Мусников, словно бы перед ним сидит начальник, который «против», кроет фактами наотмашь. - В Неноксу случалось ездить? От станции до села топать людям километра три. И по грязи, и в пургу. А если беда какая приключится с человеком, на «скорую» не рассчитывай. По себе сужу, когда отца от смерти уберечь не удалось.Про человеческий «фактор» Александр Егорович говорить может бесконечно. Его в Неноксе знают в разных ипостасях. И уважают за то, что в любой ситуации Мусников «рассудит». И с бытовыми неурядицами к нему бегут, и в конторе решение любой проблемы замыкается на нем. Тут поневоле станешь «многостаночником». В Неноксе населения - 600 душ. Из них 100 - детей и 225 - пенсионеров. Если считать и семьи военнослужащих с Сопки, то к сельским прибавляется еще 900 человек. Когда всю «социалку» из-под федерального подчинения вывели и передали в ненокский муниципалитет, Мусникова никто не спрашивал, каким образом то же самое коммунальное хозяйство содержать. Взять отопление. Хорошо, если в доме печка: кинул полено и ладно. А как греть квартиры, где жизнь с наступлением холодов к радиатору привязана? Если на содержание котельной требуется 300 тысяч, а доходов в казну поступает аж 26 тысяч рублей!- Пока что ЖКХ дотируется, - поясняет Мусников. - На этот год из областного бюджета выделено 5 миллионов рублей, на 2002-й потребуется уже 10. А дальше? Идут разговоры, мол, издержки пора перекладывать на местный бюджет. Честнее тогда сказать: денег не ждите.- Какой же выход? Завозить тот же уголь на машине разве не накладно?- Дешевле - точно. Не секрет, что железнодорожный путь до Неноксы во времена СССР строился как стратегический подъезд для нужд военно-морского полигона. Той самой Сопки. И кто тогда считал, что тонна мирного груза, доставленная из Северодвинска до села по «чугунке», обойдется в десятки раз дороже, чем перевезенная на машине. За пять вагонов с углем счет МПС превышает 25 тысяч рублей. Учтите, вагоны - мои. Ну ладно, привез уголь, а где его разгружать? На станции тупика нет. Гоним состав к военным, выручают. До того как вернуться в родную Неноксу, Мусников участвовал в строительстве подводных атомоходов на Севмаше. Он отлично понимает, какую роль в создании Военно-Морского Флота России играет ненокский испытательный полигон. Наверное, и поэтому отношение селян с военными за рамки понимания и сотрудничества не выходят. Кстати сказать, еще в 1998 году тогдашний командующий Северным флотом Олег Ерофеев поставил подпись под обращением епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, мэра Северодвинска Александра Беляева к руководству области о необходимости построить тот самый автомобильный подъезд к селу, о чем вновь хлопочет Мусников. Уже тогда все понимали, что с утратой былых привилегий «оборонки» «золотой век» для Неноксы закатывается. Конечно, когда в селе гремел славой военный совхоз, насчитывающий до 1500 голов крупного рогатого скота, всем жилось лучше. По крайней мере до 90-х годов, пока Минобороны закупало мясо для нужд моряков по столь высоким ценам, что совхоз слыл «миллионером».Но тогда и о высоких железнодорожных тарифах речи не шло. А зачем, если все издержки списывались на «ядерный щит» страны. И винить за это военных нет резона. Они свое предназначение выполняли. И это главное. - Теперь время иное, - как бы подводит черту «под прошлым» Александр Мусников. И добавляет, - я считаю, что у Неноксы прекрасные перспективы. Их бы «не заговорить» только.Последнее было уже обращено к Владимиру Лиходеду. Назад, к солеварнямТот же этнограф С. Максимов, изучая, как устроены здешние солеварни, сделал вывод, что в этом исключительном занятии вываркою из морской воды соли «ненокшане находят средства к замечательно безбедному существованию». На заре ХХ века этот прибрежный промысел на Белом море был закрыт. Ввиду того, что для выпаривания соли, по местному - ключевки, в качестве рассола использовалась морская вода. С известковыми и прочими примесями. Понятно, что качество ее было невысоким. И сами поморы для засолки рыбы предпочитали завозить соль из Франции. Используя свою ключевку исключительно для домашнего употребления.Что же предлагает ООО «Волдом»? Изучив рынок соли в России, Владимир Лиходед доказывает, что ненокская кладовая для Северо-Западного региона может стать стратегическим поставщиком технической и пищевой соли. - Еще в 80-е годы, - рассказывал Владимир Александрович, - правительство СССР принимало меры для разработки новых месторождений соли. Увы, ситуация с тех пор лишь обострилась, на российском рынке та же техническая соль сегодня в дефиците. Ее основные потребители в области - ЦБК, рыбоперерабатывающие заводы. Только для нужд «Автодора» для содержания дорог в год требуется от 10 до 40 тысяч тонн соли. Завозить ее из Сибири или покупать в Неноксе, до которой пути из Архангельска два часа?Проект В. Лиходеда, получивший положительное экспертное заключение, может быть реализован в несколько этапов. Помимо строительства завода по производству технической соли и ввода линии, на которой будет выпускаться уже соль пищевая и известковое молочко, предполагается и обустройство санатория в Неноксе. Добавим, что в царской России здешние места, где оборудовались лечебные соляные ванны, у архангелогородцев пользовались популярностью.- Если мы говорим о «кладовой», - комментировал бизнес-план Лиходед, - тогда отметим и то, что при переработке хлоридно-натриевых рассолов извлекаются и ценные побочные продукты - бром, йод, магний, кальций. И это далеко не весь перечень. По оценкам В. Лиходеда, весь комплекс производств, включая и цехи по выпуску комбикормов, вполне реально построить до 2007 года. Опять же при условии, что Северодвинск с Неноксой свяжет автодорога. Все его расчеты построены на том, чтобы создать конкурентоспособное производство. Так что в ненокский тупик никто инвестиции вкладывать не станет. Такова природа бизнеса. Отсюда и столь заинтересованная поддержка Лиходедом позиции местной администрации. Для кого звонит Ненокса?Не мог глава Неноксы обойти молчанием и другую стратегическую для села задачу, без решения которой само строительство 13-километрового подъезда не сделает Неноксу для инвесторов привлекательнее. Без специального разрешения на ненокские земли просто никто не въедет. Режимность села связана с соседствующим рядом полигоном. - Пусть полигон и остается под «железным занавесом», - резонно замечает Александр Егорович. - А то получается, что американцы, приезжающие к военным с инспекционными проверками, могут любоваться красотами поморского села, а своим, у кого в селе нет родни, от ворот поворот. Недавно Ненокса отмечала 600 лет. Она сохранила уникальные памятники деревянного зодчества, каких в других местах не встретишь. Уже более десяти лет здесь работает «Архитектурно-реставрационный центр А. Попова», воскрешающий былое величие ненокских храмов. Энтузиасты предлагают проект создания в селе школы плотницкого ремесла ХVIII века.- Представляете, - увлеченно говорил Александр Мусников. - Этот проект заинтересовал Норвегию, США. Но о каком развитии туристического бизнеса можно говорить, если Ненокса останется закрытой территорией?На том мы с собеседниками и расстались. Собственно, в более лаконичной форме суть сегодняшних проблем Неноксы, неразрешимость которых до сих пор словно путами сковывает развитие села, изложены в подготовленном обращении на имя губернатора Анатолия Ефремова. В. Мусников спешит, чтобы в случае поддержки инициатив, финансирование на строительство дороги областные депутаты смогли бы включить в бюджет 2002 года.Это и наказ Мусникову от селян, которым жить здесь. Они, понятно, мечтают возродить Неноксу, откуда бы уже не уезжали их дети.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!