В сентябре 2010 года в России заработал единый телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122.
Телефоны доверия – явление не новое. Ежегодно на разрозненные номера по всей стране поступало до полумиллиона звонков от детей и от взрослых, которые испытывают трудности при общении со своими детьми.
Теперь же для всеобщего удобства появился единый федеральный номер. К программе уже подключились шестьдесят девять регионов. Несмотря на то, что проект общероссийский, абонент попадает сразу на оператора из своего региона, в одну из служб. В среднем, в каждом субъекте федерации работает от 1 до 5 служб телефона доверия, объединенных общим номером. Если заняты все линии одной службы, вызов переводится в другую.
Все звонки абсолютно бесплатны, как с городских телефонов, так и с сотовых. И, разумеется, номер звонящего не определяется: анонимность – это ключевой принцип работы телефона доверия. Если ситуация, с которой обращается абонент, совсем критическая и требует помощи (например, обратившийся сообщает о случае сексуального насилия в семье), то консультант может предложить ему назвать свой адрес, чтобы привлечь правоохранительные структуры. Но сообщать адрес или нет, решает только звонящий, потому что лишь он осознаёт, какая помощь ему требуется – психологическая поддержка, совет или же реальное вмешательство.
Телефонные консультанты – это профессиональные психологи, прошедшие специальную подготовку, в том числе и подготовку к работе на детском телефоне доверия. Около половины звонков (а в некоторых регионах и больше) поступает именно от детей. На сегодняшний день возраст самого маленького абонента – пять лет, ребёнок обратился по поводу страшного сна. А взрослые набирают номер, чтобы спросить совета, например, как разрешить конфликтную ситуацию с детьми...
Консультанты проходят повышение квалификации, в 2010 году обучение прошли 327 человек. За смену принимается от 20 до 150 звонков. Наиболее сложны так называемые кризисные обращения, связанные с переживанием сильных негативных эмоций (суициды, потеря близкого, психологическая или физическая травма). Но бывают и курьёзные случаи, и довольно часто. Во-первых, много звонков-розыгрышей, а во-вторых, телефон доверия нередко используют не по прямому назначению, а как справочную службу, желая узнать расписание поездов, адреса и телефоны больниц. Иногда обратившиеся за помощью перезванивают потом для того, чтобы поблагодарить сотрудника, но таких звонков не более 2 процентов от общего количества.
Чтобы о телефоне доверия узнало как можно больше людей, была запущена рекламная кампания: видеоролики, наружная реклама, стенгазеты. Детям младшего возраста объясняют назначение телефона доверия весёлые смешарики, для подростков разрабатываются комиксы.
В жизни может случиться всякое. Поэтому запишите и вы себе этот номер телефона, по которому всегда выслушают и помогут: 8-800-2000-122
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!