Впервые за десять лет в России прозвучала нелицеприятная правда о современной журналистике
Ежегодная премия имени Влада Листьева учреждена в апреле 2010 года. 25 ноября она вручалась в первый раз. Как было объявлено ранее, лауреатом премии мог стать журналист или телеведущий, целая программа или группа корреспондентов. Главное, чтобы в деятельности этого человека или в работе целой команды профессионалов были реализованы принципы Влада Листьева.
КОМПЕТЕНТНОЕ жюри, которое состояло из 15 человек (Владимир Познер, Леонид Якубович, Леонид Ярмольник, Михаил Швыдкой и др.), решило, что первое вручение должно быть ясным и понятным, а победа кандидата — неоспоримой и ожидаемой. Именно поэтому статуэтка, выполненная по эскизу вдовы Влада Листьева Альбины Назимовой в виде мальчика, обхватившего колени руками и смотрящего с надеждой вверх, вручена Леониду Парфенову. Он был ведущим многих программ на разных каналах отечественного телевидения, в том числе авторских «Намедни», «Итоги», а также «Форт Боярд», «Минута славы». Парфенов три года являлся редактором журнала «Русский Newsweek».
Леонид Парфенов под аплодисменты зрителей вышел на сцену, на экране мелькали кадры из его передач. Он поблагодарил организаторов, жену и коллег, сказал, что премия не стала для него неожиданностью, однако он был «обескуражен». Парфенов вспомнил и самого Влада Листьева, который своими жизненными принципами и взглядами проповедовал «честную» и «правдивую» журналистику, подобную зеркалу событий.
Леонид Парфенов, выступая с триумфальной речью, произнес со сцены слова, которые не решились бы высказать многие журналисты. Он, напомнив зрителям о трагическом случае с Олегом Кашиным, констатировал крах отечественной журналистики. По его мнению, «огосударствление» телевидения привело к тому, что свобода слова была ограничена. Материалы, подготовленные корреспондентами, проходят цензуру и отбираются по принципу, «угодно» или «неугодно» вышестоящим. Журналисты превратились в «чиновников», которые следуют «логике служения и подчинения». Парфенов признался, что не готов бороться с системой, что он не борец, но все же, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Владу Листьеву, нужно иметь мужество «назвать вещи своими именами». К его сожалению, телевидение переориентировалось на массовый и развлекательный контент, а злободневные материалы больше не нужны.
«Сегодня утром я был в больнице у Олега Кашина. Ему сделали очередную операцию, хирургически восстановили в прямом и переносном смысле этого понятия лицо российской журналистики. Зверское избиение корреспондента газеты «Коммерсантъ» вызвало гораздо более широкий резонанс в обществе и профессиональной среде, чем все другие покушения на жизнь и здоровье российских журналистов. В реакции федеральных телеканалов, правда, могла подозреваться заданность, ведь и тон немедленного отклика главы государства на случившееся отличался от сказанного первым лицом после убийства Анны Политковской. И еще.
До нападения на него Олег Кашин для федерального эфира не существовал и не мог существовать. Он в последнее время писал про радикальную оппозицию, протестные движения и уличных молодежных вожаков, а эти темы и герои немыслимы на ТВ. Маргинальная вроде среда начинает что-то менять в общественной ситуации, формирует новый тренд, но среди тележурналистов у Кашина просто нет коллег. Был один Андрей Лошак, да и тот весь вышел – в Интернет.
После подлинных и мнимых грехов 90-х в 2000-е годы в два приема – сначала ради искоренения медийных олигархов, а потом ради единства рядов в контртеррористической войне – произошло огосударствление «федеральной» телеинформации. Журналистские темы, а с ними вся жизнь, окончательно поделились на проходимые по ТВ и непроходимые по ТВ. За всяким политически значимым эфиром угадываются цели и задачи власти, ее настроения, отношение, ее друзья и недруги. Институционально это и не информация вовсе, а властный пиар или антипиар – чего стоит эфирная артподготовка снятия Лужкова. И конечно, самопиар власти.
Для корреспондента федерального телеканала высшие должностные лица не ньюсмейкеры, а начальники его начальника. Институционально корреспондент тогда и не журналист вовсе, а чиновник, следующий логике служения и подчинения. С начальником начальника невозможно, к примеру, интервью в его подлинном понимании – попытка раскрыть того, кто не хотел бы раскрываться. Разговор Андрея Колесникова с Владимиром Путиным в желтой «Ладе-Калине» позволяет почувствовать самоуверенность премьера, его настроение на 2012 год и не¬осведомленность в неприятных темах. Но представим ли в устах отечественного тележурналиста, а затем в отечественном телеэфире вопрос, заданный Колесниковым Путину: «Зачем вы загнали в угол Михаила Ходорковского?»
Это снова пример из «Коммерсанта» – порой возникает впечатление, что ведущая общественно-политическая газета страны (вестник отнюдь не программно-оппозиционный) и федеральные телеканалы рассказывают о разных Россиях. А ведущую деловую газету «Ведомости» спикер Грызлов фактически приравнял к пособникам террористов, в том числе по своей привычке к контексту российских СМИ, телевидения прежде всего. Рейтинг действующих президента и премьера оценивают примерно в 75%. В федеральном телеэфире о них не слышно критических, скептических или иронических суждений. Замалчивается до четверти спектра общественного мнения. Высшая власть предстает дорогим покойником: о ней только хорошо или ничего. При том, что у аудитории явно востребованы и другие мнения: какой фурор вызвало почти единственное исключение – показ по телевидению диалога Юрия Шевчука с Владимиром Путиным!
Вечнозеленые приемы, знакомые каждому, кто застал Центральное телевидение СССР. Когда репортажи подменяет протокольная съемка «встреча в Кремле», текст содержит «интонационную поддержку», когда существуют каноны показа: первое лицо принимает министра или главу региона, идет в народ, проводит саммит с зарубежным коллегой. Это не новости, а старости – повторения того, как принято в таких случаях вещать. Возможны показы и вовсе без инфоповодов – на прореженной эфирной грядке любой овощ будет выглядеть фигурой просто в силу регулярного появления на экране.
Проработав только в Останкине или для Останкина 24 года, я говорю об этом с горечью. Я не вправе винить никого из коллег, сам никакой не борец и от других подвигов не жду. Но надо хоть назвать вещи своими именами. За тележурналистику вдвойне обидно при очевидных достижениях масштабных телешоу и отечественной школы сериалов. Наше телевидение все изощреннее будоражит, увлекает, развлекает и смешит, но вряд ли назовешь его гражданским общественно-политическим институтом. Убежден, это одна из главных причин драматичного спада телесмотрения у самой активной части населения, когда люди нашего с вами круга говорят: чего ящик включать, его не для меня делают!
Куда страшнее, что большая часть населения уже и не нуждается в журналистике. Когда недоумевают: ну побили, подумаешь, мало ли кого у нас бьют, а чего из-за репортера-то такой сыр-бор? – миллионы людей не понимают, что на профессиональный риск журналист идет ради своей аудитории. Журналиста бьют не за то, что он написал, сказал или снял. А за то, что это прочитали, услышали или увидели. Снова у нас такие времена, когда назвать вещи своими именами в СМИ – уже Поступок.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!