Как Крайний Север становится курортом
В июле в Северодвинске побывала Ольга Малышева – редактор известного в Казахстане сайта www.today.kz. Ольга была гостьей и нашего издательства «Северная неделя». А по возвращении в Казахстан сделала для читателей Today.kz фоторепортаж о поездке на Русский Север. С позволения Ольги, мы перепечатываем рассказ об ее впечатлениях. Всегда интересно узнать, как мы выглядим со стороны.
Кстати, 30 августа в Казахстане был государственный праздник – День Конституции. Основной закон был принят в 1995 году. Праздник этот сколь государственный, столь и народный. Отмечается с размахом. Всюду проходят массовые гулянья, концерты, флешмобы.
Аномально высокая температура на всей территории России изрядно попутала карты отдыхающим. Теперь даже северные регионы страны становятся пригодными для пляжного отдыха – и ни в какую Турцию ехать не обязательно. Корреспондент Today.kz лично убедился, что из сомнительного места для туризма побережье Белого моря, относящееся к Северному Ледовитому океану, начинает превращаться во вполне приличный курорт.
НА ПОДЛЕТЕ к аэропорту Архангельска фантазия рисовала странные картины: полярный день, северное сияние, белые медведи, оседлавшие собранные в Северодвинске (именно этот город был конечной целью путешествия) подводные лодки… Скорее всего, среднестатистический россиянин тоже представляет себе, как где-нибудь в Шымкенте местное население живет в юртах и ездит на верблюдах. Тем удивительнее было вынырнуть из фантазий о северной экзотике с фразой пилота: «Добро пожаловать в Архангельск. Температура воздуха +34 градуса». Подумалось: не слишком-то и крайний этот север, видимо.
Дорога из аэропорта в Архангельск заняла примерно полчаса, еще столько же ехали до Северодвинска – небольшого городка, известного как Центр атомного судостроения России. На въезде в город до сих пор висит табличка о том, что иностранцам путь сюда заказан, хотя Северодвинск уже давненько не носит статус закрытого города.
В городе пахнет морем, за городом – болотом. Местные говорят, что от многочисленных топей вокруг даже питьевая вода из-под крана приобретает специфический запах, так что пить предпочитают покупную – благо здесь на каждом углу расставлены ларечки, где чистой воды за определенную плату вам нальют в любую тару.
Только в Поморье мечтается не о питьевой воде, а о морской. Тем более в такой непривычной для местных жаре – северодвинцы и архангелогородцы заполонили немногочисленные пляжи Белого моря так, что напрашивалось сравнение с Черным. Длиннющее побережье Белого моря, где есть вполне цивилизованный пляж с мелким чистым песком, охватывает остров Ягры – своеобразный микрорайон Северодвинска. От центра города туда ехать не больше десяти минут, нужно всего лишь пересечь мост через речку Камбалицу. С моста открывается вид на СМП – Северное машиностроительное предприятие, где строят атомные подводные лодки. Местные предупредили: лучше его не фотографировать, могут быть проблемы. Экскурсии на завод, как оказалось, тоже остаются лишь в мечтах. Рассказывают, что буквально в прошлом году журналист из Украины, которого с трудом удалось провести на СМП, написал о заводе нечто нелицеприятное, так что теперь вход на предприятие закрыт для журналистов окончательно, особенно для иностранных.
Вода в Белом море похожа на слабо заваренный чай – говорят, что это тоже из-за болот. Изнывающих от жары это не останавливает, тем более что местная пресса недавно отписалась: вода в море чистая, для купания пригодная. Да и, отметим, вполне теплая. Вот только до глубины приходится идти по воде метров сто. Впрочем, никого этот факт не смущает – пляжи заполнены с утра до глубокого вечера, благо темнеть здесь начинает очень поздно – белые ночи хоть и не в разгаре, но полночь по освещенности легко сравнится с алматинскими восемью-девятью часами вечера.
Кто не в восторге от перспективы лежачего отдыха, здесь тоже найдет свое. Хоть Северодвинск и причислили к территории Крайнего Севера, это отнюдь не означает скудность «культурной» программы. В самом городе, сказать по правде, развернуться и вправду особо негде, зато буквально в нескольких десятках километров от него расположено совершенно завораживающее место – музей под открытым небом Малые Корелы. Это практически целый город, который собрал лучшие образцы деревянного зодчества со всей Архангельской области – от церквей до колодцев.
Бродить по Малым Корелам можно часами, поэтому стоит запастись удобной обувью. Но боль в ногах с лихвой компенсируется роскошными видами: тут и природа хороша, и архитектура, конечно.
Не стоит забывать о сувенирах: прямо в Малых Корелах можно купить деревянные игрушки, магниты, ручки, музыкальные инструменты и прочая, и прочая. А в так называемой «гостевой избе» попробовать поморскую кухню – драники, калитки, блины, пряники…
В отличие от провинциального Северодвинска, областной центр Архангельск представляет больший интерес для интеллектуального туризма. Основанный больше 500 лет назад, город накопил изрядно достопримечательностей. Здесь и старенькие деревянные здания, и кирпичные постройки, и многочисленные соборы, церкви и часовенки. Главная приметность, без сомнения, - набережная Северной Двины. С нее открывается вид на порт и остров Соломбала – район Архангельска. Из современных особенностей - Чумбаровка (местный Арбат), памятник тюленю на набережной, «нулевой километр» и многочисленные музеи. Самый интересный из последних – музей сказочника Степана Писахова. Кому незнакомо это имя, советуем вспомнить мультфильм «Смех и горе у Бела моря», тот самый, где про Перепилиху и «пинджак с карманами», - все это по сказкам Писахова.
Где-нибудь между Архангельском и Северодвинском можно свернуть в ближайший лесок: август – самый сезон для северных ягод. Любимые и популярные здесь – черника, голубика и морошка. Местные жители готовят из них варенье, моченья, морсы, пироги, да и от свежих не отказываются. Правда, на морошку, самую ценную ягоду, в этом году неурожай – говорят, она хорошо родится только раз в три года. Но чуть-чуть, для экзотики, насобирать все же можно.
Напоследок ищем какой-нибудь художественный салон, чтобы привезти из северных краев сувениры с местной росписью – борецкой, мезенской, а также холмогорские резные изделия из кости. Цены на традиционное искусство кусачие, например, четки ручной работы из кости обойдутся примерно в 20 000 рублей (около 700$).
За время путешествия белых медведей, кстати, нам так на глаза и не попалось. Рассказывают, что год назад в Северодвинске поймали бурого – откуда он взялся, так и не выяснили, а самого бедолагу пришлось застрелить. Северных оленей тоже нет, но местные говорят, что зимой в городском парке появляется своеобразный аттракцион – выставляют чум, в который колоритный «житель Крайнего Севера» за определенную плату приглашает всех желающих посмотреть быт, попробовать еду. Рядом с жилищем стоит и олень, его можно потрогать, погладить и даже покататься. А этим аномально жарким летом – повторимся – на Белом море практически «жаркие страны». Кажется, слухи о глобальном потеплении не так уж и абсурдны.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!