Уверен директор центра судоремонта Владимир Никитин
Многомесячная эпопея подписания госзаказа Министерством обороны с Объединенной судостроительной корпорацией на 2011 год, в которой предприятия Северодвинска оказались на острие проблемы, будоражила умы и не давала расслабиться не только задействованным в этом процессе ответственным лицам, а десяткам и сотням работников предприятий, завершилась.
ОБ этом сообщили средства массовой информации, и в большей части они правы. Точки поставлены. Но, как поется в одной детской песенке, «И вот, поставив точку, труба трубит отбой, а точка усмехнулась и стала запятой»… Вот об этой «запятой» и госзаказе на этот и будущий год наша беседа с генеральным директором центра судоремонта «Звездочка» Владимиром Никитиным.
- Владимир Семенович, госзаказ на 2011 год подписан, но вопрос новой цены на «Новомосковск» остался. И почему возникла эта ситуация?
- Да, согласование новой цены на АПЛ «Новомосковск» потребует продолжения, так как 9 ноября состоялось подписание дополнительного соглашения на финансирование работ по данному контракту на 2011 год. Почему возникла такая ситуация? Это следствие пятилетней давности, когда в 2007 году при подписании контракта на модернизацию шестого, завершающего серию корабля проекта 667БДРМ впервые зафиксировали на конкурсной основе твердую цену в соответствии с федеральным законом 94. Хотя и понимали, что она изначально занижена, но надеялись, что все вернется на круги своя и, как практиковалось прежде, будет сделана корректировка. Этого не случилось, пришлось долго доказывать, что корабль не должен быть убыточным и стоимость его ремонта не должна быть меньше стоимости ремонта предыдущего корабля этой серии - АПЛ «Карелия».
Чтобы подтвердить реальные затраты на сегодняшний день, работали все: финансовый, планово-экономический отделы, главная бухгалтерия, структуры ценообразования, службы поставок и внешней кооперации предприятия. Даже технические подразделения, как участок размножения документации, выходили по сменам и в выходные дни, множа, брошюруя и переплетая сотни и тысячи листов документов, подтверждающих стоимость закупки материалов и оборудования, работ контрагентских организаций.
Наши общие усилия не пропали даром, было принято соломоново решение: подписать госзаказ по «Новомосковску» на 2011 год по прежней цене, а через полгода, при завершении работ на корабле, вернуться к вопросу и рассмотреть цену по фактическим затратам (поручение вице-премьера Игоря Сечина). Казалось, зачем было предпринимать столько усилий, если на сегодня цену не увеличили? Труд даром не пропадет, большая часть отчетных документов готова, потребуется к фактическим затратам собрать и обосновать предстоящие затраты. Для нас эта работа большой урок – нужно внедрять новую систему электронной отчетности, а для этого внедрять современные программы. Кстати, об этом уже шла речь с руководством ОСК, где «Звездочка» называется одним из первых претендентов на освоение новых информационных технологий.
- «Новомосковск» - это только часть госзаказа, он у центра судоремонта в этом году почти в два раза превышает прошлогодний. За счет чего это произошло?
- Это увеличение возникло в связи с передачей нам сервисного обслуживания судов и кораблей Северного флота, Каспийской флотилии и Новороссийской ВМБ Черноморского флота. Этот огромный пласт работы ранее был в компетенции заводов ВМФ, сегодня он передан судоремонтным предприятиям (Балтийский флот обслуживает калининградский «Янтарь», Тихоокеанский – дальневосточная «Звезда»), а расширенная география нашей «Звездочки» обусловлена местонахождением наших филиалов. Под сервисное обслуживание у нас создано специальное подразделение, ее костяк ранее работал в управлении вывода из эксплуатации ядерных объектов и занимался вопросами утилизации подводных лодок. Сегодня это один из молодых, мобильных и перспективных трудовых коллективов, осваивающих новую сферу деятельности. В рамках исполнения государственных контрактов по сервисному обслуживанию наш центр судоремонта работает по договорам почти с сотней предприятий – исполнителей работ, и это постоянная работа с документами, которые в конечном итоге должны подтверждать выполнение всех заявленных флотами работ. Можно привести небольшой наглядный пример. На 2011 год Северный флот по госзаказу заявил Центру судоремонта сервисное обслуживание 289 кораблей и судов, Каспийская флотилия – 53 единицы, Черноморский флот – 24. Сервисное обслуживание – работа для нас новая, многое в ее организации на стадии становления. Конечно, есть проблемы и с согласованием объемов работ, и со сроками заключения договоров с контрагентскими организациями. Есть свои нюансы и с заявочными ведомостями, которые требуют дополнительной проработки специалистами предприятия. Есть предложения к флоту по срокам направления заявочных ведомостей на предстоящий год, не откорректированы и сроки отчетности, есть предложения по уменьшению количества согласующих подписей в технических актах выполнения работ. Таких вопросов, которые ждут согласования и совместных с флотом решений, можно еще перечислять. Но все проблемы разрешимы, и этот год работы по сервисному обслуживанию доказал, что «Звездочка» может быть не только центром судоремонта, но и настоящим сервисным центром.
- Владимир Семенович, уже прозвучало, что и на 2012 год увеличивается объем госзаказа. С какими направлениями он связан?
- Если сравнивать с текущим годом, то он будет увеличен более чем в полтора раза, в основном это будет происходить за счет ремонта АПЛ «Леопард» третьего поколения, строительства судна морского транспорта вооружений и доли сервисного обслуживания кораблей и судов ВМФ. В текущем году и в наступающем доля продукции оборонного назначения у нас становится приоритетной. На место уходящего к месту базирования «Воронежа» встал его собрат по проекту «Смоленск» тоже для восстановления технической готовности и межремонтных сроков службы до того времени, когда корабли этой серии придут к нам для среднего ремонта и модернизации.
Думаю, что надо остановиться и на остальных направлениях, которые составляют общую картину производственной деятельности. В 2012-м заметно сокращается объем гражданской продукции, в частности нефтегазового направления. Всем понятно, что это в связи с завершением работ на СПБУ «Арктическая», которая в это время как раз идет при помощи буксиров к месту своей приписки в Мурманск. На торжествах по поводу завершения ходовых испытаний и подписания акта технической готовности на переход к месту базирования и наши заказчики в лице Газфлота, и проектанты ЦКБ «Коралл», и наши смежники подтвердили, что «Звездочка» не только может работать в этом гражданском секторе производства, но и умеет на ходу осваивать новые технологии. О новаторстве специалистов и рабочих, занятых в сфере гражданского судостроения, еще будет повод сказать добрые слова, когда «Арктическую» передадим Газпрому.
Мы продолжаем работать в сфере военно-технического сотрудничества: выполняем свои обязательства по ремонту и модернизации пятой индийской подводной лодки «Синдуракшак». Надо отметить, что наши партнеры в целом довольны тем, как продвигается дело, хотя лодка пришла с более изношенным корпусом и оборудованием, чем предыдущие, а заказчик настоятельно просит сдать ее в октябре 2012 вместо декабря, обозначенного контрактом. В копилке «Звездочки» по линии ВТС увеличивается процент дохода по поставкам зипа в страны, имеющие корабли российской постройки. Эта доля растет пусть и не в геометрической прогрессии, но стабильно, что тоже не может не радовать. Хотя и тут есть свои подводные камни, которые касаются и сроков, и оформления документации.
- Кстати, о документации или о написании нужных бумаг для дела и по любому вопросу. Ваш предшественник, Николай Яковлевич, не уставал повторять, что грамотно написанный документ, может полдела решить…
- Полностью с ним согласен. Мало того что полдела. Иногда и все дело зависит от того, насколько правильно, оперативно и обоснованно подготовлены документы. Мы уже говорили, сколько трудов было потрачено на обоснование новой цены на «Новомосковск». А вот пример другого порядка: наши специалисты подготовили доклад с обоснованием и заявку о предоставлении ОАО «Звездочка» субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных за период с декабря 2010 по декабрь 2011 в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12 10. В итоге в декабре предприятие получит порядка 202,5 млн рублей. Чтобы было понятно, эти субсидии выдаются только стратегическим предприятиям при выполнении госзаказа, когда предприятие берет кредиты в связи с задержкой поступления денег от заказчика. Но если государство дает возможность предприятиям возместить свои потери за счет таких субсидий, то важно и ее использовать. Это к слову о том, сколько стоят грамотно подготовленные документы.
Поэтому надо учиться работать и в сегодняшних условиях, они будут не легкими, может быть, даже жесткими, что связано опять же с ценообразованием, но у нашей «Звездочки» большие задачи, растут объемы по основному направлению, и наша задача – выполнять свое предназначение.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!