Профессия довела до тропиков
Так что моряки-надводники здесь не редкость и близко знакомы корабелам. Сегодня на ягринской верфи немало тех, кто несет свою нелегкую, но почетную службу на военных кораблях и судах, находящихся на восстановлении сил у причалов «Звездочки», а из работников предприятия - тех, кто не понаслышке знаком со службой в Военно-морском флоте. Среди них Сергей и Александр Подосеновы, слесари-монтажники судовые цеха 15. Судьбе было угодно расписать жизненный путь братьев-близнецов так, что они вот уже третий десяток лет связаны с флотом. После окончания кузницы корабелов для ягринской верфи – ПУ-28 новоиспеченные слесари-монтажники пришли постигать трудности выбранной профессии в самый крупный цех предприятия – пятнадцатый. Но потрудиться им здесь пришлось всего несколько месяцев. Родина потребовала отдать долг службой в армии. Не знали тогда ребята, что полученная специальность занесет их так далеко от родных краев, что и представить немыслимо. В сентябре 84-го в команде стриженых новобранцев они прибыли в суровое Заполярье, в Гаджиево, где местом их службы стала плавмастерская – ПМ-64 на ПРЗ-11, обслуживающем бригаду подводных лодок. Боевая служба для Подосеновых началась летом 85-го, когда их польской постройки ПМ-ка вышла из базы. Куда идут, какие задачи выполнять их судну, никто из матросов-срочников не знал. После тридцати суток плавания по океану плавмастерская встала на рейде встретившей зноем Луанды – столицы Республики Ангола. Ремонтники прибыли сюда для выполнения межпоходовых ремонтов дизельных подлодок и обслуживания надводных кораблей 30-й оперативной бригады, обеспечивающей присутствие СССР в дружественной африканской стране. Все это в духе того времени было покрыто завесой недосказанности и тайны. Такие были времена, да и причины весомые – в Анголе уже более десяти лет шла гражданская война, где СССР и Куба выступали на стороне правительственных войск.Гримасы войны и экзотика службы
Нахождение в воюющей стране привносило свои коррективы и особый режим службы. Сход на берег только группой, только в сопровождении офицера, только с автоматом. При несении вахт на баке обращенного к выходу из гавани судна приходилось через каждые двадцать минут бросать гранаты в воду, тем самым препятствовать работе пловцов-диверсантов. Как оказалось, это было вовсе не пустым делом, в чем советским морякам пришлось вскоре убедиться лично. В июне 1986 года в южном порту Мосамедиш (сегодня Намиб) диверсантами посредством мин удалось подорвать два советских сухогруза - «Капитан Чирков» и «Капитан Вислобоков» и кубинскую «Гавану», доставивших в порт боеприпасы, продовольствие и снаряжение для ангольских войск. Получив повреждения, суда погрузились в воду. На их подъем и ремонт были вы¬званы водолазы и ремонтники на ПМ-64. Занимались чисткой трюмов, ремонтом арматуры, двигателей. В районе боевых действий сходить на берег воспрещалось, да и желания у молодых ребят было немного, особенно после увиденного ими ужасного лица войны – погибших кубинских юношей. Правда, это был единственный случай, когда дыхание войны ощущалось так близко и явственно. Вообще же, за два года и три месяца пребывания в экзотической Западной Африке скучать не пришлось. Ходили на ремонт военного судна обеспечения на красивейшие острова Кабо-Верде, где в мирной стране были разрешены увольнения. В рамках официального визита на БПК «Сообразительный» побывали в Гвинее-Бисау, где в советском посольстве выступали на концерте. Попасть туда Сергею и Александру помогло серьезное увлечение танцами в ягринском Дворце культуры еще до армии. За все время службы шесть раз пришлось пересекать экватор, за первый переход которого на традиционном Дне Нептуна новичкам вручили грамоту, до сих пор хранимую в семейном альбоме. Вдали от северных морозов и снегов праздновали Новый год с привозными елками, хоть это и смотрелось забавно на фоне тропических лесов за бортом. Более трех лет без отпуска несли свою боевую вахту братья-северодвинцы. - Несмотря на военную обстановку впечатления остались только хорошие. Чего еще надо двадцатилетним пацанам. Море, Африка, солнце, лето круглый год! Даже форма у нас была тропическая: шорты, безрукавка, - вспоминают братья. – Правда, письма домой и обратно шли долго. А вот в «военнике» нет ни одной записи о месте службы в Анголе. Только знак «За дальний поход». Да отметка в паспорте, это когда мы на самолете в Союз полетели – билет в один конец.С корабля в родной цех
Демобилизовались старшие матросы - и вскоре на завод. Но вот незадача, не взяли их в бригаду Коробова, где работали до армии. Временно приняли на монтажно-механический участок. Вот так с 1988 года «временно», как шутят Подосеновы, они здесь и работают, Всю жизнь братья вместе, не разлучаясь и не отставая друг от друга в достижениях. Имеют пятые разряды по специальностям слесаря-монтажника и слесаря механосборочных работ, второй разряд газорезчика. И с флотом не расстаются, участвовали в ремонте множества заводских заказов, чаще, конечно, при выполнении цеховых работ на участке. Но случаются и работы на кораблях, трудились на ПМ-63, «Маршале Устинове», ремонтировали пароход «Н.В. Гоголь», заводские буксиры. Покончено с танцами – увлечением юности, главная забота – семьи. У Сергея трое, у Александра двое детей, а последний стал уже и дедом. Хоть и сетуют, что возраст уже не тот (в августе отметили 45-летие), а сами в свободное время бегут на стадион покататься на коньках, видать, дает знать о себе неугомонная натура до сих пор задорных близнецов. Да и трудятся на славу. Мастер Геннадий Закордонец, характеризуя своих подчиненных, был лаконичен и эмоционален: «Об этих ребятах – только положительное!» 23 года работают Подосеновы в родном цехе, не поддаваясь на посулы больших денег от зазывал из Питера. «От добра добра не ищут!» - приняли они решение. И до сих пор с блеском в глазах готовы рассказывать о своей далекой, но безумно интересной службе в районе экватора, о чем напоминают редкие фотографии той молодой флотской жизни.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта