Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Вторник, 3 декабря 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 22 сентября 2011 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 22 сентября 2011 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Рейд Петра в краю староверов

Версия для печатиОтправить статью другу
Его «дорога» затерялась в тайге, но ее пытались отыскать северодвинцы

Карелия. Петровский Ям. Здесь обрывается южный участок «осударевой дороги». Фото из архива Олега Химаныча
Карелия. Петровский Ям. Здесь обрывается южный участок «осударевой дороги». Фото из архива Олега Химаныча

Всякий раз, когда Марк Васильевич Пуссе заводил речь о «государевой дороге», он, ей-богу, походил на одержимого! Так волновала его ум и сердце одна из легенд того, петровского времени. Именно легенд, потому как за двести пятьдесят лет, пока «государева дорога» дожидалась экспедиционного интереса краеведа и путешественника Пуссе, она изрядно обросла фактами, как выясняется, вымышленными. Лишнее подтверждение тому, что народ наш горазд не только на выдумку, но и на досужие бредни.

Дать египтянам жару

Вкратце, что было известно Марку Васильевичу с его же слов? 16 августа 1702 года адмирал Крюйс в составе эскадры привел в район беломорского поселения Нюхча два «малых фрегата». Петр I задумал дерзкое дело - зайти воинской группировкой в тыл шведов на Ладожском озере и овладеть Шлиссельбургом. Для этого оба корабля поставили на полозья и перетащили сначала в Онежское озеро. Это через таежную чащобу, в краю, изрядно заселенном ярыми противниками государя – староверами! Неудивительно, что в рейде участвовали, по сведениям того же Пуссе, около четырех тысяч солдат (далеко не бесспорная цифра, у иных историков – до 7 тысяч. – Прим. О.Х.). Основной тягловой силой служили якобы двести лошадей. Для корабельного волока в лесах рубились просеки, раскатывались сельги, через болота и ручьи сооружались гати и мосты. На эти работы из ближайших уделов согнали 6-7 тысяч крестьян (тоже точной цифры нет).

И все же. 16 августа корабли еще стояли у Нюхчи, а 26 августа оказались уже в Повенце. 170 верст и всего за десять дней? Фантастика! Поневоле задумаешься: либо «малые фрегаты» были настолько малы, что сравнимы с шутейными, либо и впрямь русские мужики воплотили задумку Петра, решив поспорить рекордами со строителями египетских пирамид.

Кстати, определимся все же с фрегатами. Знал ли их основные размерения Марк Васильевич, не ведаю, но у большинства исследователей читаем: порядка 20 метров в длину, 5 в ширину. Далее. Обыватель в большинстве своем представляет дело так, будто бы проблему уникального волока Петр решил со свойственной русским «прямотой», то есть двигаясь напролом. Это очевидное заблуждение. Маршрут «государевой дороги» был тщательно продуман – никто и не помышлял, чтобы брать приступом, например, северо-западные окраины кряжа Ветреный пояс (он уже тогда был известен как Ветрогоры, хотя и не нанесен на карту. – Прим. О.Х.). Петр шел в обход его, лесистыми низинами. Глядя на современную карту, Пуссе сопоставлял его линию с данными атласа того, петровского времени: от Нюхчи (мыс Вардия) до верховьев реки Сумы, далее – к окрестностям Выгозера, а уж там через бассейн Выга и Вожмы на Повенец (Петровский Ям).

Неистовый Марк

Конечно, такой момент истории не мог остаться незамеченным. Однако так сложилось, что первым широко о «государевой дороге» написал Михаил Пришвин в самом начале прошлого века. Он же, по сути, оказался первым, кто возбудил чрезвычайно живой интерес русского общества к беломорскому деянию Петра. Предварительную разведку маршрута, по свидетельству Пришвина, проводил сержант Михаил Щепотьев (в иных источниках он переиначен в Шепетова. – Прим. О.Х.). Писатель утверждает, что тот вел дневники, но они впоследствии исчезли.

Для северодвинца Марка Пуссе та пришвинская книга поначалу стала чем-то вроде путеводителя, который следовало бы лишь «подкорректировать». С этой мыслью он первоначально и включился в поиск. Марк Васильевич вовсе не был энтузиастом-одиночкой. Морской офицер, он и землепроходцем оказался профессиональным, и прекрасно понимал, насколько сложна цель. Одной экспедиции она явно не поддавалась, тем более в один полевой сезон. Пуссе умел и зажигать идеей, и находить единомышленников. В первый раз он выступил с группой северодвинцев в 1970-м, прошел берегом сначала от Онеги до Нюхчи, а потом (уже со второй группой) и к Сумпосаду. Через три года новая экспедиция – берегом от Сумпосада до Вирмы. В 1977-м – от Вирандозера уже в чащобы Ветреного пояса, а потом еще и от станции Маленьга к верхнему течению Сумы. Наконец, в 1980-м – поход из Медвежьегорска в бывшую страну староверов Выгорецию. И каждый раз в спутники себе он звал северодвинцев. Сейчас уж невозможно точно подсчитать общую численность их отрядов.

 Мыс Вардия в Онежском заливе Белого моря. Отсюда, как принято считать, люди Петра повели на юг свой знаменитый волок. Фото Олега Химаныча
Мыс Вардия в Онежском заливе Белого моря. Отсюда, как принято считать, люди Петра повели на юг свой знаменитый волок. Фото Олега Химаныча

В таежных дебрях

Не стану подробно описывать экспедиции Пуссе – это сделано самим Марком Васильевичем в серии небольших брошюр, изданных в начале 90-х, и всякий может прочесть их, обратившись в библиотеку. Скажу только, что текст брошюр, конечно, следовало бы тщательнее отредактировать – уж слишком много там рыбалок и охот, порой даже кажется, что автор в своем азарте добытчика забывает о главном, что позвало его в трудную дорогу.

На предпоследней, третьей экспедиции, точнее – на втором ее этапе, все же остановлюсь. Поход задумывался от Маленьги к верховьям реки Сумы. Группа северодвинцев прибыла на станцию 5 октября 1977-го, и уже через несколько часов первая удача – начальник местного леспромхоза Геннадий Федотов, по словам самого Пуссе, «в упор ошарашивает»: «А зачем ее искать, эту «Петрову просеку»? Мы ее уже нашли! В 1975-м, когда работали между Оштомозером и Хижеозером, я на этой самой гати стоял лично, осматривал ее! Адрес: 79-й квартал, 16-я делянка».

Далее группа продвигалась, руководствуясь так называемой калькой «Остаток лесофонда по Маленьгскому леспромхозу» масштабом 1:50 000. Поисковиков ею снабдили лесорубы. Действительно, вскоре нашли делянку, «просквозили» щупом между шпалами узкоколейки и на полуметровой глубине якобы обнаружили гать. Тут же сделали вывод: лесозаготовители, облегчая себе задачу, проложили свою УЖД по остаткам «государевой дороги». Еще одна удача? Но Пуссе пишет: «Страшно изуродованную трелевочниками местность уже засыпало снегом по колено. Не удалось сфотографировать, взять спилы для дендрологических проб». Все равно – удача, ведь снег-то не вечный…

Где же артефакты?

Позже, в том же октябре 1977-го на левом берегу Нюхчи, во время сплава на резиновой лодке, у одного из мостов старой узкоколейной железной дороги Пуссе и его спутники увидели… якорь! Когда Марк Васильевич сказал мне об этом, я даже растерялся, предвкушая сенсацию.

- Якорь?!

- Да, адмиралтейского типа…

- И что?! - вырвалось у меня.

- У нас был разговор, чтобы нюхчинские якоря осмотреть. Деревенские могли тоже какой-нибудь из петровских найти и прикарманить…

- Осмотрели?

- Нет, решили, что нам не стоит жадничать…

- В каком смысле?!

- То, что нашли мы, - наше, а то, что сельские, - это их.

- Но обнаруженный вами якорь вы не осмотрели, даже не сделали его фотоснимка! Ради чего тогда все ваши экспедиции? Не понимаю вас…

Я был потрясен: столько физических усилий, эмоций, чтобы отыскать хоть что-нибудь, и, наконец, когда, возможно, найден один из сильнейших аргументов, Пуссе вдруг говорит о нем, потеряв всякий интерес! Да зная его характер, можно было предполагать лишь одно – он бросает все и на своих плечах тащит этот якорь, по меньшей мере, до первого обжитого или связанного с проезжей дорогой поселения. Тут же совсем другое.

В дневнике Пуссе тогда оставил запись: «Исполнив роль краеведов-разведчиков, мы подбрасываем факты и идеи для стационарных, оплачиваемых экспедиций. Дерзайте, коллеги!» Но отчего дерзать должны коллеги?! Что за странное «великодушие»? А гать под УЖД? Почему не вернулись к ней, когда снег сошел, ведь столько говорено о дендрологических пробах?! Непонятно! Дальше - больше. После похода и сплава у Маленьги Пуссе организовал еще одну экспедицию – в бывшую Выгорецию, все с той же задачей - отыскать следы «государевой дороги». Только вот о серьезных находках предыдущего своего путешествия он будто напрочь забыл. За три года - ни единого упоминания! Это уж никак не походило на него. Думаю, Марк Васильевич чего-то умышленно не договаривал. Но тогда какой в том имелся смысл?! К сожалению, Пуссе нам уже ничего не пояснит.

Трофи не профи

Конечно, не только Пуссе болел идеей отыскать «петровскую просеку». В Петрозаводске и в Ленинграде 70-х такая тоже витала. К сожалению, о попытках тамошних краеведов того времени нам ничего неизвестно, как не знал о них Марк Васильевич. Будь иначе, возможно, совместные усилия могли бы дать серьезный результат, вплоть до материальных находок.

В последние двадцать лет «государева дорога» стала некой туристической наживкой, а с некоторых пор в карельские дебри между Онежским озером и Белым морем зачастили еще и… автомобилисты. Их организованные «трофи-экспедиции» вообще не ставят (и не могут ставить) никаких исследовательских задач. Собираются, например, москвичи или питерцы, владельцы дорогущих иномарок-вездеходов, и рвут колесами старые тропы, гати, волоки, лесовозные дороги в «генеральном направлении» Повенец - Нюхча, и тем, скорее всего, закапывают все глубже научные артефакты. Серьезная работа историка здесь подменяется псевдоспортивным азартом, который обычно обозначается забугорным словечком «drive».

Но сейчас это к слову, конечно. В поисках следов «государевой дороги» Марк Васильевич Пуссе за 10 лет организовал четыре похода в шесть этапов. Возможно, живут в Северодвинске те, кто вместе с ним преодолевал таежные чащобы и болота. Интересно было бы услышать их воспоминания и суждения.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Злая вода  |  Официально  |   «Анна» вернулась на Север  |  Дело закрыто. О «Варнеке» забудьте?  |  Арктика – территория творчества  |
Из века в век   Рейд Петра в краю староверов  |
Регион   С фрегатами тоже не разобрались  |  У всех на устах  |  У мичмана Панина есть свой корабль  |  Ледокол раздора  |  Официально  |  «Приразломная» вышла в Интернет  |  В несколько строк  |  Корабль почти готов. Экипаж тоже  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2011
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com