Так объявил арбитражный суд Петербурга по иску концерна «Росэнергоатом»
А как радовались закладке ПАТЭС в Северодвинске! Фото Владимира Ларионова
Историю создания первой в мире плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) наша газета старается отслеживать не первый год. Сегодня появился еще один повод для публикации. К сожалению, он не из разряда оптимистичных.
НАПОМНИМ, закладку ПАТЭС на стапеле осуществили еще в 2007 году корабелы Севмашпредприятия. Завершить строительство этого заказа планировалось в 2010-м. Вообще, на тот момент глава Росэнергоатома Сергей Кириенко говорил о планах по строительству в течение десяти лет семи плавучих станций для энергодефицитных районов и освоения шельфа.
Однако этого не произошло – достраивать первую ПАТЭС неожиданно решили на Балтийском заводе. Официальное, но, по правде сказать, не очень убедительное объяснение этой неожиданной передислокации строящегося объекта в Петербург звучало так: якобы Севмаш слишком загружен заказами Минобороны. Договор с северодвинцами был расторгнут, а в 2009-м перезаключен уже с питерцами. Те достраивали ПАТЭС, торжественно спустили ее на воду, вели достройку, как вдруг…
Известный крах Международного промышленного банка (МПБ), входившего в империю экс-сенатора от Тувы Сергея Пугачева, вызвал финансовые проблемы у подконтрольных ему предприятий. Балтийский завод как раз из числа таковых – он входит в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) Сергея Пугачева. Банковский кризис вошел в острую фазу с осени прошлого года. Принадлежащий ОПК пакет находится в залоге у Банка России по не возвращенному Межпромбанком кредиту на 32 миллиарда рублей. Выяснилось, что полученные от энергетиков деньги на строительство ПАТЭС предприятие хранило на депозитах в МПБ. Депозиты были заморожены после отзыва у банка лицензии, и на октябрь прошлого года в банке зависло 1,7 миллиарда рублей авансовых платежей по ПАТЭС.
Естественно, что концерн «Росэнергоатом», опасаясь за дальнейшую судьбу своего заказа, вынужден был выступить в качестве истца и потребовать в арбитражном суде признания своих прав собственности на ПАТЭС, хотя и недостроенную. Стоимость судна оценивается на сегодня в 9,8 млрд рублей, и если против Балтийского завода вдруг будет начата процедура банкротства, то могут заплакать и денежки энергетиков, вложенные в строительство объекта. Так энергетики и поступили.
А что же корабелы? Гендиректор Балтийского завода Андрей Фомичев заявил, что так называемый обеспечительный арест ПАТЭС стал для предприятия неожиданностью. Он заявил, в частности: «Для гражданского судостроения это нормальная практика, когда выполняющее заказ предприятие регистрирует строящийся плавучий объект на себя. Сертификат выдан независимой структурой, и капитан порта уже направил в арбитраж соответствующие разъяснения. Сейчас мы оспариваем обеспечительный арест платформы в суде».
Добавим, первоначально ПАТЭС предполагалось ввести в эксплуатацию еще в 2010 году, однако по условиям нового контракта срок поставки судна был передвинут на 24 мая 2012 года, а в целом срок сдачи в эксплуатацию ПАТЭС на территории Камчатского края (Вилючинск) - на 2013 год.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!