В предпраздничные дни тревожная информация поступила
из Карского моря
Когда-то у моряков «Таймыра» было более беззаботное время – его хватало для игры в футбол на ледовом покрове Арктики. Фото из архива Олега Химаныча
Здесь системой радиационного контроля атомного ледокола «Таймыр», принадлежащего Росатомфлоту, было зафиксировано незначительное повышение радиоактивности воздуха в системе вентиляции реакторной установки.
ОТДЕЛ внешних связей Атомфлота сразу же заявил, что по международной шкале оценки ядерных событий INES событие оценили нулевым уровнем, то есть реальной опасности для персонала и окружающей среды случившееся не представляет, а также и то, что ледокол «Таймыр» направляется в порт приписки Мурманск в плановом порядке, поскольку завершил свою работу по проводке транспортных судов. Чтобы снять тревожные предположения, тогда же было заявлено, что в случае ухудшения ситуации реакторную установку моряки за-глушат и начнут процесс ее расхолаживания. При этом ледокол не потеряет ход, а, как предусмотрено в исключительных случаях, продолжит плавание под резервными дизелями.
О технических версиях ЧП. Специалисты предполагают, что причиной этой неприятности стала «неплотность системы первого контура». Давление и температура, уровень в компенсаторах давления здесь находились в эксплуатационных пределах, а сам уровень активности не превысил контрольных значений. Выход радиации в окружающую среду за пределы защитной оболочки не зафиксирован, поскольку «реактор находится в герметичном помещении и даже при самом неблагоприятном развитии ситуации радиация не может выйти наружу».
Обеспокоенность сразу же, то есть еще до праздников, высказали и представители соседней с нами Норвегии. Дело в том, что между нашими странами заключен договор о взаимном информировании в случае аварий и прочих ЧП. В минувший четверг, когда «Таймыр» уже был в пути, представитель информационного сайта «BarentsObsever» связывался с отделом Службы по защите от радиационной угрозы Норвегии, но там заявили, что не располагают данными о ЧП на ледоколе.
Действительно, как подтвердил внештатный корреспондент «КС», атомный ледокол «Таймыр», будучи в южной части Карского моря, сдал вахту аналогичному мелкосидящему ледоколу «Вайгач», который прибыл сюда после завершения работы в Финском заливе Балтийского моря. Он сразу же включился в работу и провел в Обскую губу крупный балкер ледового класса «Капитан Данилкин», а затем вывел из устья Енисея танкер «Индига» и два сухогрузных транспорта, в том числе и архангельский теплоход «Павел Корчагин». Ледокол «Таймыр» действительно направился в Мурманск, куда должен был прийти либо вечером 8 мая, либо утром 9 мая. Официально было объявлено, что радиационный контроль на корабле будет проводиться непрерывно. Однако ни 8-го, ни 9-го мая «Таймыр» не появился на акватории Мурманска.
Действительно, несколькими часами позже первого сообщения пресс-служба Атомфлота сделала заявление о том, что энергетическая установка ледокола «Таймыр» будет выведена из действия при заходе в порт Мурманск и дальше корабль будет идти под дизелями – таковые на ледоколе имеются. Попытался успокоить общественность и генеральный директор Атомфлота Вячеслав Рукша, он сделал заявление о том, что «помещение реакторной установки абсолютно герметично и ни о каком выходе обнаруженной активности в окружающую среду говорить не приходится. Все основные технологические параметры первого контура – а это давление, температура и уровень воды в системе компенсации давления - находятся в эксплуатационных пределах. На открытых палубах ледокола и во всех внутренних помещениях параметры радиационной обстановки на уровне природных значений. В настоящее время ледокол движется со скоростью 12-14 узлов, что дополнительно подчеркивает штатный режим работы энергетической установки. Еще раз хочу подчеркнуть, что атомный ледокол «Таймыр» безопасен как для экипажа, так и для окружающей среды».
Утром во вторник мы получили подтверждение - «Таймыр» в сопровождении другого, более мощного линейного ледокола «Россия» шел на юг через Карское море. Однако затем они внезапно отклонились от обычного маршрута через пролив Карские Ворота и зашли в некую бухту на севере острова Вайгач. Цель этого отклонения на момент подписания этого номера в печать не была официально прокомментирована. Но, может быть, это и не позволило «Таймыру» появиться в Мурманске к 9 мая.
Разноречивая реакция на это и у норвежцев. Руководитель отдела готовности к радиационным происшествиям NRPA Элдри Нодлан Холо заявил, что им «не поступало извещений от международных или российских властей», и добавил, мол, мы и не ожидаем каких-либо сообщений.
Вездесущая и падкая на сенсации «Bellona» со ссылкой на некий анонимный высокопоставленный источник в Атомфлоте сообщила, что на ледоколе «имеется утечка водного теплоносителя в объеме 20-30 литров в день через неплотность сварного шва в первом контуре в реакторном отсеке». Ее представитель – ядерный физик Нильс Брёмер полагает, что «это более серьезное, а не нулевого уровня происшествие, и NRPA следует быть начеку и надавить на российские власти, чтобы Норвегия получала регулярные сообщения о положении и развитии ситуации, особенно сейчас, когда продолжающаяся течь может перерасти в серьезное ЧП с радиационным выбросом». Он также подчеркнул необходимость полной открытости в деле расследования происшествия и последующего ремонта первого контура по приходу «Таймыра» в Мурманск.
Для справки сообщим: ледокол «Таймыр», построенный в Финляндии по заказу СССР, сдан в эксплуатацию в 1989 году. Он и аналогичный ледокол «Вайгач» считаются мелкосидящими кораблями и были спроектированы специально для работы в мелководных районах Арктики. Ядерная энергетическая установка ледоколов изначально отличалась надежностью и высокой степенью экологической защиты. Статистика нештатных ситуаций на ледоколах, работающих на трассе Севморпути, до последнего времени не отмечала сколько-нибудь серьезных происшествий на «Вайгаче» и «Таймыре».
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!