В конце февраля и начале марта у тюленьего племени в Белом море появляются детеныши-бельки. Звери в этот период устраивают свои залежки на дрейфующих льдах, но они порой перемещаются в район интенсивного судоходства, что приводит к гибели тюленей под форштевнями ледоколов и транспортных судов.
Фото «КС»
НАПОМНИМ, вот уже два года в Белом море наблюдается тяжелая ледовая обстановка, и если раньше архангельский ледокол «Диксон» справлялся с проводками караванов, то уже вторую навигацию в помощь ему направляется мурманский ледокол «Капитан Николаев». Но это на архангельском направлении, а ведь есть еще и кандалакшское, где также работают ледоколы, проводящие танкеры и балкеры.
Конечно, существуют определенные требования к судоводителям, чтобы сменить курс корабля в случае обнаружения залежки зверя, но выполнить их не всегда удается – штаб ледовых операций не всегда располагает точными координатами таких скоплений животных на карте. Одна из серьезных причин этого – отсутствие своевременной информации от гидрологов и биологов. Те же в свою очередь сетуют на то, что собрать данные не могут из-за резкого удорожания аренды самолетов для воздушной разведки. Представители ПИНРО, например, вынуждены отказываться от такого способа наблюдений.
Специалисты утверждают, что бесконтрольное прохождение судов через места щенных залежек тюленей - одна из основных причин уменьшения численности их популяции. Цифры тюленьих жертв ужасают: при прокладывании каждого ледового канала порой гибнут от 500 до 1000 детенышей!
И все же специалисты Северного УГМС, как явствует из сообщения их пресс-службы, пытаются снизить этот страшный урон живой природе - гидрологи работают над картами с расчетами по дрейфу льдов. На ее основе будут даны рекомендации судоводителям, как обойти возможные залежки тюленей.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!