Фото «КС» |
У разбитого корыта
Первый вопрос, который естественным образом возник с первыми же разговорами о покупке «Mistral»: разве мы сами не в состоянии построить флоту подобный корабль? У нас, дескать, есть опыт строительства больших десантных кораблей, Прибалтийским заводом «Янтарь» например. Зачем же отдавать выгодную работу за рубеж? Сделка на предмет поставки в Россию двух вертолетоносцев типа «Mistral», и это французской стороной признано, позволит сохранить Франции работу для 1000 человек в течение четырех лет в объеме 5 млн человеко-часов. То есть, выходит, Россия сохраняет рабочие места французским корабелам. А своим? При общей загрузке судостроительного комплекса России всего на треть этот вопрос кажется совершенно обоснованным. Потому-то и развернулась в России ожесточенная общественная дискуссия. Имела она явную направленность – против генералов и адмиралов, засевших в Министерстве обороны. Их обвиняли не только в дилетантстве, но и в отсутствии патриотизма. Высказывались и версии коррупционного характера – мол, кто-то наверху надеется получить свою часть при «откате». В «Корабельной стороне» мы публиковали различные точки зрения на этот счет, поэтому здесь нет необходимости повторяться. Главным же аргументом «обороняющейся стороны», то есть российского Министерства обороны, было признание им полного развала в судостроительной отрасли России – нет, с нуля такой корабль, как французский «Mistral», сегодня наши верфи построить не в состоянии. С ними спорили долго, но в конце концов с их нелицеприятной правдой согласились и в верхних эшелонах власти. Покупку вооружения в стране - члене НАТО хотя и признали «жестоким ударом по российской военной промышленности», но, по словам председателя комитета по обороне в Госдуме Виктора Заварзина, «эта система нам подходит... К сожалению, наша промышленность пока не готова производить такие корабли...» Несколько смягчилась и поначалу категоричная позиция ОСК. Со временем ее представители заявили о «недопустимости покупки вертолетоносца у Франции… без объявления тендера, в котором могли бы принять участие российские кораблестроители».Будет вам тендер, будет…
Так как же тендер, конкурс и прочие приличествующие крупной международной сделке мероприятия? Поначалу о каком-либо тендере и речи не возникало – как решили, так и будет. Но потом, быть может устыдившись, объявили таковой. Результат тендера был вполне предсказуем - в пользу французов, ведь уже в марте этого года (то есть еще до проведения конкурса!) Россия начала с Францией переговоры о… поставке вертолетоносцев. Осенью, правда, вероятно из правил приличия, Россия их прекратила до… «объявления результатов». Претенденты явились следующие – спроектированный «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering» корейский вертолетоносец «Dokdo» (с корейцами у ОСК было уже создано совместное предприятие), некий немецкий вертолетоносец, его испанский и голландский варианты. С голландцами, пока неясно отчего, дело сразу как-то не очень активно поехало, испанский («Navantia») и корейский вертолетоносцы оказались начинены американской технологией, что называется, от киля до клотика, и американцы, не очень-то приветствующие военно-морские потуги России, на законных основаниях вполне могли бы заблокировать эти проекты. С немцами вообще хохма вышла: их вертолетоносец оказался лишь… макетной разработкой. Вот и спрашивается, что же это за конкурс такой и стоило ли его вообще устраивать?!«Mistral» как пугало
Вернулись к французскому вертолетоносцу. Не без проблем, конечно. И одна из них, кстати, грозит перерасти в международный скандал. Франция, напомним, страна НАТО, и вот коллизия: страна НАТО продает современный крупный боевой корабль России, которая с Северо-Атлантическим альянсом на давних ножах, а этот самый альянс тоже с Россией не имеет большого желания лобызаться. На днях влиятельная французская газета «Le Monde» признала, что «сделка между Парижем и Москвой вызывает обеспокоенность среди стран НАТО». В декабре этого года премьер-министр Франции Франсуа Фийон приезжал в Москву и, говоря о «Mistral», заверял российскую сторону, что никаких проблем, связанных с передачей технологий, не возникнет. Однако совсем недавно стало известно, что французы продадут вместе с кораблем еще и свою… боевую информационно-управляющую систему «Zenith 9», хотя и без лицензии. Поэтому не все так просто – наверняка французам еще придется успокаивать своих союзников по НАТО. Например, Польша и страны Балтии уже заявили, что «не скрывают своей озабоченности тем, что Москва приобретает военную технику, оснащенную передовыми технологиями». Беспокойство, к слову, ожидается и на другом конце Евразии. Известно, например, заявление начальника Генштаба Николая Макарова, мол, первый «Mistral» российские стратеги отправят на Тихий океан, где используют для переброски войск на… Курильские острова в случае необходимости. То-то японцы обрадуются! Они недавно своего посла из Москвы отзывали в знак протеста против кратковременного явления президента Медведева перед россиянами-островитянами, а теперь Россия к берегам Страны восходящего солнца еще и чудо военно-морской техники подкатит. Так и до разрыва отношений недалеко.Денег не ждите
Всего Российский флот рассчитывает получить от корабелов четыре «Мистраля». Первые два нам построит Франция, еще два – мы сами. Это следует из официальных сообщений. Строительством первых займется известная в Европе верфь «STX France» в городе Сен-Назер на Атлантическом побережье. Партнером ее выступит французский военно-морской концерн DCNS. В России заказы на корабли, скорее всего, отдадут Адмиралтейским верфям. Кроме того, нашей ОСК позволили вступить в российско-французский консорциум и выполнить до 20% работ - на первом корабле корпусные работы, на втором - монтаж энергетической установки. О победе российско-французского консорциума практически объявил президент РФ Дмитрий Медведев. В телефонном разговоре с президентом Франции Николя Саркози он сообщил ему, что в рамках международного тендера (?!) на поставку двух десантных вертолетоносных кораблей Россия сделала выбор в пользу предложения французской DCNS и российской ОСК. Что ж, дело сделано – нашу грандиозную ОСК как бы вежливо отодвинули. Вежливо – потому что не с начальственным окриком, а предложили ей поучаствовать в совместном проекте. Между тем в ОСК, и это с недавних пор чувствуется, деньги считать научились, взяли да и подсчитали, и вышло – при участии в совместном проекте с французами корпорация не получит никакой прибыли! Тогда корпорацию тут же поспешили успокоить. Например, по заявлению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова, российская компания все равно получит выгоду от реализации этого проекта - «если не деньгами, то технологиями». А лучше бы и тем и другим.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта