Итоги года с директором Центра судоремонта «Звездочка» Владимиром Никитиным.В жизни все понятно и просто: надо ставить цели и добиваться их. Строить и ремонтировать корабли, создавать буровые платформы и стартовые столы для космических ракет, гранить алмазы, делая ставку на качество и совершенствуя процесс производства.
Вывод АПЛ "Новомосковск"
Можно и книги писать. Но не надо думать о наградах и славе. Если все будет правильно, по сути, признание придет. Как это произошло в очередной раз в завершение 2010 года. Центр судоремонта «Звездочка» получил учрежденную областную общественную награду – знак «За отличие перед Архангельской областью». Мы подводим итоги года с директором Центра судоремонта «Звездочка доктором технических наук Владимиром Никитиным.
- Владимир Семенович, признание Центра судоремонта в номинации «лучший коллектив области», наверно, все-таки неожиданно, тем более такая награда вручалась впервые.
- Считать, что мы самые-самые, наверно, самонадеянно. Но, выбор, пал на нас, значит, так сложилось. У «Звездочки» есть свой стиль, традиции и ответственность за порученное дело. Мы не стоим на месте, и в этом году старательно выполняли свою главную задачу по ремонту и модернизации кораблей, а параллельно решали задачи по всем направлениям деятельности предприятия. Год открылся передачей Военно-морскому флоту подводного крейсера стратегического назначения АПЛ «Карелия» проекта 667 БДРМ, а завершается - выводом из эллинга после стапельного ремонта подводной лодкой «Новомосковск», которая является заключительной в этой серии кораблей.
- Получается, что весь год проходил под знаком стратегов?
- Как посмотреть. Летом предприятие передало заказчику вновь построенное спасательное буксирное судно «Звездочка», которое президент Дмитрий Медведев посетил во время своего визита в Северодвинск. Оценка работе корабелов дана весьма положительная. Мы выдержали экзамен на звание судостроителей, и скорее всего именно «Звездочка» станет продолжателем в строительстве серии судов данного класса. Такой вариант уже прорабатывается.
Уходящий год привел к заводскому причалу долгожданную пятую подводную лодку «Синдуракшак» Военно-морских Сил Индии. Чтобы так случилось, была выполнена большая подготовительная работа специалистами предприятия из самых разных структур, начиная от экономистов, ценовиков, конструкторов и технологов, не говоря уже о коллективе управления военно-технического сотрудничества (УВТС). Получился весомый подарок к 15-летию создания на предприятии военно-технического направления.
Сегодня модернизация корабля идет полным ходом, индийские моряки и их семьи привыкают к беломорским морозам, осваивая не только свое жилье, завод, гимназию, но и наши социальные и культурные объекты. С удовольствием посещают спортивные залы, выходят на сцену НТЦ, участвуя в наших праздниках и конкурсах, и приглашая на свои. На днях очень дружно мы отметили день рождения корабля «Синдуракшак», ему исполнилось 13 лет и День моряка-подводника ВМС Индии. Мы постараемся, чтобы наши индийские партнеры, как и их предшественники, остались довольны качеством работы ягринских корабелов. Свои обязательства постараемся выполнить полностью и в срок.
- Платформа «Арктическая осталась на акватории в одиночестве без «Приразломной», когда мы будем ее провожать в море?
- Уже в новом году. На СПБУ строительство идет к завершению, и сегодня каждый горожанин может воочию увидеть труд корабелов, наблюдая на акватории завода почти фантастическое сооружение. Проделана огромная работа, многое, что было запланировано, уже сделано. Были некоторые сдерживающие факторы, сейчас самое главное организовать пуско-наладочные и шефмонтажные работы бурового комплекса, но будем надеяться, что наш первенец не подведет на испытаниях, которые запланированы на лето. Успехов мы желаем и буровой «Приразломная», построенной на Севмаше. Заключительный этап доводки она пройдет в нашем мурманском филиале - СРЗ-35. Конечно, основная нагрузка останется на специалистах Севмаша, но и хозяева завода в стороне не останутся. Специалисты и рабочие «Звездочки» участвовали в строительстве платформы в Северодвинске, теперь их эстафету приняли коллеги филиала, мы не отказываемся от сотрудничества, дело ведь общее.
- Владимир Семенович, если речь зашла о филиалах, несколько слов о том, как мы привыкаем работать в содружестве?
- У всех заводов свои задачи, и радует, что экономическое положение у большинства филиалов постепенно выравнивается. Есть положительная динамика у того же 35-го, наращивает производственные обороты архангельский филиал – СРЗ-176. Было приятно, что представители соломбальского судоремонтного завода стали лауреатами областной ломоносовской премии за постройку самоходной баржи «Пирамида». Филиал продолжает курс на строительство: на очереди лоцмейстерское судно «Вавчуга», заложенное в начале года, есть вероятность, что оно будет не в единственном экземпляре. Укрепляя статус судостроителей, корабелы 176-го не теряют и звание судоремонтников: в цехах и доке завода получают обновление катера и буксиры, в том числе и приписанные на «Звездочке», Севмаше или в военном порту.
- Похоже на сервисное обслуживание?
-Действительно, для наших северных филиалов, как и для «Звездочки», все больше ставка ставится именно на сервисное обслуживание кораблей Военно-морского флота. У 35-го СРЗ специализация на надводные корабли, у «Нерпы» и СРЗ-10 – на подводный флот. Вместе со специалистами НИПТБ «Онега» мы продолжаем курс на своевременную диагностику всех систем и оборудования кораблей, чтобы проводить профилактические ремонтные работы по месту базирования или на наших филиалах. Чтобы эта система обслуживания кораблей стала нормой, необходимо укрепление и обновление технической и производственной базы заводов, вот эта проблема сегодня волнует всех, кто болеет душой не только за флот, но и весь военно-промышленный комплекс.
- Как раз об этом, в частности, шла речь на выездном совещании правительства, которое буквально недавно провел Владимир Путин в Северодвинске
- И это радует, так как очень внятно прозвучало о финансировании производственной сферы оборонного комплекса. Ранее упор делали на финансирование научных и проектных организаций, конструкторских разработок, а в этот раз шла речь о модернизации оборонных заводов. И это очень логично: без нового оборудования, современного технического оснащения, без внедрения умных технологий и материалов, не возможно создание новых поколений кораблей и самолетов. Так же невозможно без глубокой перестройки производства обслуживать технику новых поколений.
- В нашем случае речь о третьем поколении атомных подводных лодок?
- В том числе. Хотя все предшествующие годы мы как могли, уделяли внимание обновлению производственных мощностей. У нас есть план модернизации производства, и мы поступательно выполняем эту задачу, реализуя в год 200-250 миллионов. Конечно, этого недостаточно, очень важно добиться, чтобы и на нашу долю были выделены федеральные деньги. Государственная программа вооружения рассчитана до 2020 года, и уже в ближайшие годы можно ждать увеличения финансирования именно в рамках новой ФЦП «Развития оборонно-промышленного комплекса» на модернизацию производства.
- Владимир Семенович, мы не поговорили о тех направлениях, которые отличают «Звездочку» от многих других заводов. О гребных винтах, об алмазах, наконец, о нашем неувядаемом «дедушке» - пароходе «Гоголь».
- Да, это упущение. Тем более что наш славный пароход с годами только преумножает славу не только «Звездочки», но и всей Архангельской области. В этом году наша плавучая туристическая база получила признание на всероссийском уровне и давно стала «визитной карточкой» Поморья. В наступающем году пароход отметит 100-летний юбилей со спуска на воду. Постараемся, чтобы о его заслугах, успешных навигациях и знаменитых гостях, узнало как можно больше людей. Не забудем и тех, кто содержит его в идеальном состоянии, поддерживает жизнеспособность, ремонтирует и наводит лоск к каждой навигации.
Что касается алмазных дел, в уходящем году заводские мастера алмазных и бриллиантовых дел отметили десятилетие с того момента, когда на территории «Звездочки» был огранен первый камушек. Сегодня бриллианты с нашей маркой известны далеко за пределами и области, и даже России. У нас появилась своя школа, где за основу взято качество. Ставка на качество принесла предсказуемый результат: наши бриллианты не первый год подтверждают высокую марку в региональном конкурсе « Архангельское качество» в рамках программы «Сто лучших товаров России». Что к этому добавить? Будем продолжать работать с самым твердым минералом на земле, чтобы наши камни могли приносить людям красоту и радость.
- Похоже, мы подзабыли о винтоообрабатывающем производстве…
- Нет. О специализированном винтообрабатывающем производстве хочется сказать особо. Не только потому, что это наш, особый бренд, что там работают высококлассные специалисты, где особый отмечается сплав опыта, мастерства и современных подходов к решению многих вопросов. Но еще и потому, что с присоединением к Центру судоремонта московского филиала НПО «Винт», у производства на «Звездочке» появилось второе дыхание. Есть перспективы на производство водометных движителей для судов самого различного класса, что будет в скором времени востребованным. И это только одно направление, а в портфеле у разработчиков есть и новые идеи.
И так по всем направлениям. В новый год идем с хорошим запасом прочности. Неплохим финансовым прогнозом. И в кругу единомышленников. В день выхода газеты большая группа представителей корабелов «Звездочки» будет получать высокие награды Родины в администрации области. Мы начинали разговор с оценки работы коллектива. Это событие только подтверждает истину: хорошая работа найдет достойную оценку. Пользуясь случаем, поздравляю всех читателей, всех корабелов и их близких с Новым годом. Новых успехов и новых счастливых дней!
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!