Перекресток дорог на Териберку и Туманный. Пессимистические виды на кольскую действительность должен, по планам Газпрома, изменить Штокман.Фото из архива Олега Химаныча |
Такими судами США вознамерились реэкспорти-ровать поставки газа. Фото из архива Олега Химаныча |
США сами с усами
Напомним, в 2008-2009 годах специалисты разработали технико-экономическое обоснование Штокмана и определили подрядчиков. Ничего не предвещало снижения темпов развития проекта. Однако весной 2010 года, и мы об этом писали, Газ¬пром, французская «Total» и норвежская «Statoil» вдруг сдвинули начало добычи сырья на целых два года, а целесообразность производства на его базе сжиженного газа (СПГ) и вовсе поставили под сомнение. Тут же появилась версия: США, которые намечались в главные потребители Штокмана, объявили: газ им не нужен, больше того – Штаты якобы и сами планируют поставлять газ на экспорт! Речь здесь пошла о так называемом сланцевом газе, технологию производства которого США освоили. И серьезность экспортных намерений вскоре подтвердилась – осенью 2010 года два танкера с американским газом направились в Великобританию, откуда по газопроводу - в Европу. Аналитики компании «NATS LNG» тут же заявили, что отныне потребители газа в США способны уменьшить свою зависимость от Газпрома, но российские специалисты принялись доказывать совсем обратное: дескать, американский газ в Европе - это показатель… ухудшающегося положения на газовом рынке самой Америки. Почему? Те два танкера с газом на Европу – это следствие так называемой арбитражной сделки. Газ, вероятно, везли в США, но американцы повернули их обратно на Европу, где нашелся более выгодный покупатель, то есть сделали реэкспорт. Подобные сделки сейчас якобы очень распространены из-за возможности играть на ценах в разных регионах. Низкие цены в США якобы объясняются тем, что страна уже несколько лет страдала от переизбытка голубого топлива, но, несмотря на падение спроса в кризис, продолжала закупать сырье. Теперь же, распродавая излишки, американцы надеются поднять цены на внутреннем рынке. Иными словами, российские аналитики утверждают, что Газпрому на европейском рынке ничто не угрожает, а США временно занялись внутренней коммерцией. К тому же себе¬стоимость сланцевого газа сегодня якобы настолько высока, что он никак не может конкурировать с российским. Но тогда отчего включились тормоза у Штокмана? В европейских странах – главных потребителях российского газа тоже строят свои версии. Скажем, в норвежской «Statoil» уверены, что инвестиционное решение по Штокману будет принято в следующем году, освоение пока идет по плану, а добыча газа начнется в 2016 году. Однако норвежские нефтегазовые эксперты из компании «DnB Nor Markets» полагают, что к добыче российские газовики не приступят до… 2020 года из-за меняющихся рыночных условий, и главное из них – США все-таки полагаются на свой сланцевый газ, себестоимость которого явно завышена россиянами. Высказывается также и мысль о том, что Газпром сам не слишком верит в скорую реализацию проекта, хотя и отрицает, что сокращение инвестиций может означать очередной перенос сроков реализации проекта. Косвенно об этом, видимо, может свидетельствовать и упомянутая отставка руководителя «Shtokman Development AG» Юрия Комарова.Минус одна труба?
Компанию-оператора теперь возглавляет Алексей Загоровский. Он вознамерился кардинально изменить проект в части технологической схемы: проложить с месторождения до берега вместо двух одну трубу для поставки газа. Ранее предполагалось пустить по второй трубе жидкий конденсат, теперь же предлагается возить его танкерами. Весной по этому поводу у Газпрома возникли серьезные разногласия с одним из акционеров – французской «Total», но Загоровский лично обещал уладить дело и даже публично поведать о «положительных новостях проекта». Видимо, имелись в виду планы сэкономить на новой технологической схеме чуть ли не 15 млрд долларов. Однако эта экономия, говорят, пока никак не получается. Якобы поэтому в конце сентября наблюдательный совет «Shtokman Development AG» так и не утвердил схему, предлагаемую Загоровским. Что делалось на Штокмане в ближайшем прошлом. Американская компания «Chicago Bridge and Iron» заключила контракт по разработке проекта морского терминала по отгрузке СПГ в Териберке. Система хранения и отгрузки СПГ включает здесь несколько резервуаров для его хранения с полной герметизацией объемом 160 тыс. куб. метров каждый, а также сопутствующие технологические трубопроводы и системы отгрузки. В целом контракт планируется выполнить в 2011 году. В ноябре научно-исследовательское судно Института океанологии имени П.И. Ширшова РАН «Академик Мстислав Келдыш» вернулось в Мурманск, выполнив трехмесячную программу так называемых инженерных изысканий в районе Штокманского газоконденсатного месторождения. Судно также прошло над трассой будущего подводного трубопровода и линий оптоволоконной связи. Сообщается, что детальная съемка рельефа дна, а также непрерывное сейсмопрофилирование проводилось при помощи специального подводного аппаратного комплекса «Panther». 3 декабря в Южной Корее прошла церемония наречения первой полупогружной буровой установки (ППБУ), строящейся в рамках программы освоения Штокманского месторождения. Платформу назвали «Полярной звездой». Создателями ее считаются Выборгский судостроительный завод в паре с южнокорейской «Samsung Heavy Industry». Ходовые испытания платформы закончились в конце ноября. На первом этапе ППБУ будет работать на шельфе Сахалина. Портом ее приписки станет Холмск. В дальнейшем эксплуатация будет продолжена на Штокмане. Что предстоит сделать в первую очередь, если Газпром все же минует все подводные камни и выйдет на реальные сроки? Прежде всего либо закупать новейшие технологии у Европы, либо изобретать их самостоятельно. В частности, в этом уверен доктор геолого-минералогических наук, профессор Михаил Хуторской. Трубопровод от месторождения до Териберки проложат на мелководье. Бродячие айсберги, которых в связи с потеплением арктического климата развелось множество, способны пропороть любую трубу, а это масштабная экологическая катастрофа, может быть, для всей Европейской Арктики. Опытом прокладки трасс под глубоким слоем ила Россия не обладает. Норвегия, например, такой опыт имеет. Имеет она и технологию мониторинга труб на различные скрытые от глаза дефекты, как и опыт технического контроля за состоянием трасс на морском дне с помощью высокоточных датчиков. Этот опыт придется покупать. Как придется раскошелиться и на другие освоенные Европой технологии работ в придонном пространстве и на самом дне. Потребует вложений и опыт организации береговой инфраструктуры, обеспечивающей обслуживание платформ на шельфе Штокмана.Март нам покажет
«Shtokman Development A.G» планирует завершить все тендерные процедуры по первой фазе проекта в декабре этого года. В январе-феврале следующего калькуляция расходов первого этапа должна быть завершена, чтобы в марте состоялось окончательное и давно анонсированное инвестиционное решение по первой фазе освоения Штокмана. Однако уже сейчас обозреватели ставят логичный вопрос: можно ли будет это сделать, если до сих пор неизвестно, какую технологическую схему выбрала компания-оператор? Отсюда, видимо, и проистекает их пессимизм: мартовский совет может вылиться в очередную отсрочку для добычи штокманского газа.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта