Поздно вечером 18 ноября у северного побережья Норвегии произошла катастрофа. Неизвестное судно, следуя восточным курсом, протаранило небольшой рыболовный траулер «Floygunn». От удара промысловое судно получило сильные повреждения и, как утверждается, примерно через час затонуло. Рыбаков (их было трое), к счастью, успели спасти. Такова фабула происшествия.
О ПОГИБШЕМ траулере. По российским меркам, норвежский «Floygunn» скорее следует назвать рыболовным ботом. Это судно, как передал наш мурманский корреспондент, около 30 метров в длину, валовой вместимостью всего 43 тонны (в России траулером обычно называют промысловое судно свыше 500 или даже за 800 тонн водоизмещения), на «Floygunn» всего три человека экипаж.
О главном подозреваемом в первые двое суток. Норвежское телевидение с подачи полиции сразу же заговорило об архангельском теплоходе «Владимир Тимофеев». Судно это возрастное, польской постройки 1973 года, достаточно крупное (его дедвейт 13.955 тонн, длина корпуса 150 метров), главная специальность - лесовоз-пакетовоз, но теплоход вполне может перевозить и генгрузы, и контейнеры. К слову, автору этих строк доводилось ходить на «Владимире Тимофееве» в заполярную Дудинку.
Итак, наш теплоход возвращался из Бристоля в Архангельск и оказался на момент беды в том же районе Баренцева моря, что и «Floygunn». В документах опроса рыбаков, который был проведен полицией Восточного Финмарка, говорится, что те якобы сначала «услышали резкий удар, после чего судно сильно за¬трясло», дальше – о том, что они увидели на борту таранившего их судна… русские буквы. Главным образом поэтому подозрение поначалу и пало на «Владимира Тимофеева».
Норвежцев почему-то не смутило, что район, где произошло столкновение, в любое время года справедливо считается местом очень интенсивного судоходства, а «русские» буквы в своем начертании имеют много сходного с латиницей и находившиеся в понятном для всех шоковом состоянии рыбаки вполне могли их спутать.
Норвежские специалисты службы морского движения предложили архангельскому судну изменить курс и прибыть в точку рандеву с кораблем береговой охраны Норвегии «Farm», чтобы осмотреть корпус теплохода на предмет следов от столкновения. Однако российский капитан ответил, что к столкновению с рыболовным ботом никакого отношения не имеет, и продолжил следование по своему маршруту. Тогда норвежцы запросили уже наших пограничников «сопроводить» архангельский теплоход, что и было сделано. Практически сразу же по заходу в российские воды к «Владимиру Тимофееву» подошел пограничный катер и моряки осмотрели корпус теплохода. Никаких видимых повреждений обнаружено не было. Судно продолжило путь, но в родном порту его уже ждали. Когда поздно вечером 20 ноября лесовоз прибыл на рейд Архангельска, представители мурманского межрайонного следственного отдела на транспорте и администрации морского порта, архангельского транспортного прокурора и представителя СМП дважды осмотрели корпус, произвели осмотр балкера, опросили членов команды и капитана, изучили судовой журнал, проанализировали маршрут движения и электронную картографию судна за 18-19 ноября. Вывод комиссии: «С учетом осмотра и других материалов проверки возможное столкновение теплохода «Владимир Тимофеев» с другим судном в настоящее время не подтверждается». По этому поводу представителями Северного морского пароходства было сделано официальное заявление.
С неприятностями, но все же «Владимир Тимофеев» дошел до родного причала. Фото из архива Олега Химаныча
Тогда же вдруг выяснилось - в том же районе Баренцева моря, где произошла катастрофа, и в то же время, и тоже следуя восточным курсом, но уже в Мурманск следовало… китайское судно «Yutai Ambition» – довольно крупный (77.283 тонны) балкер под флагом Гонконга. «Китаец», оказывается, шел в 6-8 милях впереди «Владимира Тимофеева». Говорят, в отношении нового подозреваемого мурманские портовые власти повели себя довольно странно. Корпус «Yutai Ambition» не был осмотрен сразу же, судно стало к причалу и начало грузиться углем на Европу. Правда и то, что некий мурманский фотограф оказался все же проворнее: пока судно еще было в балласте, он успел запечатлеть его форштевневую часть, на которой достаточно четко просматриваются и следы удара, и царапины на свежей краске корпуса. Позже к делу подключили водолазов. Они выяснили, что на подводной части китайского судна имеются и свежие царапины, и сколы краски, а также значительные затертые участки обшивки. Так появилась новая версия о таране норвежского бота.
Разумеется, китайцы, которые, надо сказать, не чинили препятствий при осмотре своего судна, отрицают свою причастность к столкновению в Баренцевом море. Интрига в том, что с углем в Европу им следовать через норвежские воды. Хотя тут нужно сказать, что по ситуации на прошлую субботу российские следователи не получали от норвежской полиции каких-либо запросов по поводу осмотра китайского судна в порту Мурманска.
Еще об одной жертве зимнего Ледовитого океана. Корпус мегаяхты «Graceful», построенный в цехе 42 Севмаша и выброшенный на камни норвежских островов Вестеролен во время буксировки из Северодвинска в Гамбург, продолжит свой путь на немецкую верфь. Об этом сообщил сайт «Barents Observer».
В номере «КС» за 18 ноября мы подробно рассказывали о перипетиях пути корпуса «Graceful», ведомого польскими буксировщиками. Информация с места событий была крайне противоречивой и скудной. Теперь же из сообщений «Barents Observer» и норвежской газеты «Harstad Tidende» следует, что яхту после снятия с камней спасатели отбуксировали в небольшой норвежский порт Алсвог. Здесь корпус осмотрели на местном судо¬ремонт¬ном заводе. Повреждения оказались значительными, исправить их норвежцы не взялись. Тогда и было решено отправить «Graceful» в Гамбург, но уже на барже.
Морской историк, заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ
Тел. 50-80-12
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!