Мурманский «Атомфлот» исправно работает с реакторными установками атомных ледоколов. Нарушений нет. Фото из архива Олега Химаныча |
Губа Андреева
Мне довелось первым из морских историков побывать в Андреевой губе. Место это близ Западной Лицы особое: небольшая, но глубокая бухта снискала себе репутацию самого загаженного на Мурманском Севере места - загаженного отходами Северного флота. Плюс в прошлом несколько больших и малых «утечек» из ее хранилищ, плюс крупная экологическая катастрофа 1982 года. К моменту моего приезда здесь начали наводить порядок, кстати не без деятельной помощи Норвегии и других европейских стран. Анекдоты про «свинцовые трусы» в Андреевой губе уже отошли в прошлое, но к некоторым здешним хранилищам ОЯТ и РО близко не подпускали. Хранилищ таких, прозванных в народе обьектами-страшилками, на северном побережье полуострова, где базировались наши атомные подлодки, теперь предостаточно. Как и хранилищ блоков с реакторными отсеками бывших атомоходов. С ними-то что делать? Это только легко сказать – вывезти подальше на хранение или утилизацию. А как?! Железной дорогой невозможно – пункты базирования подводного флота далеки от нее, нет и прочных автомобильных дорог к местам, где свален радиоактивный мусор. Если везти РО и ОЯТ, то только морем. Гражданский «Атомфлот», к слову, здесь в некотором исключении: базируясь в Мурманске, при выполнении ряда технических и дорогостоящих требований ледокольщики могут попытаться транспортировать свои радиоактивные отходы по Октябрьской железной дороге на переработку в глубь страны. А для наших вояк, выходит, нынче вся надежда на транспортный флот?Военные моряки перегружают радиоактивные отходы с АПЛ на устаревшие танкеры тяжелой воды (ТНТ). Их емкости, как правило, переполнены. Есть проблемы. Фото из архива Олега Химаныча |
Опасные ветераны
Возить «радиационную грязь» туда, откуда ее могут переправить на переработку, могут лишь специализированные суда. И потому, что груз уж очень опасный, и потому, что контейнеры под него с особой защитой и с немалым весом. Один контейнер для жидких радиоактивных отходов (ЖРО), например, тянет на 50 тонн. В сущности, флот из такого рода судов начал создаваться еще при Союзе, и тут не надо кивать на безголовость тогдашних руководителей. Строили этот флот сами, то есть своими силами, - серьезные суда - сборщики РО («Амур», «Пинега» - по проекту бюро «Вымпел»), а для временного хранилища приспособили (после должной реконструкции) несколько старых судов. Например, в свое время под техбазу ленинградцы переделали теплоход-лесовоз «Лепсе», архангельские моряки отдали под те же нужды свои лесовозы «Володарский» и «Павлин Виноградов», мурманчане – танкер «Серебрянка» и так далее… Проблема грянула, когда ельцинские миролюбцы полезли лобызаться со вчерашними потенциальными противниками и, не просчитав экологических последствий, махом подписали атомному подводному флоту своей страны смертный приговор. Для пацифистов поясню отдельно: я не из «ястребиного племени» и убежден, что чем меньше будет в мире ядерного оружия, тем лучше для человечества, но, уничтожая его, россиянам надо было думать головой о том, куда девать военно-морские отходы, если уж взялись кромсать свои АПЛ в массовом порядке. Об этом не думали, а позже кусали локти. Хранилищу «Лотта» (бывший газотурбоход «Павлин Виноградов») вот-вот стукнет полвека. Технической базе «Лепсе» уже 75-й (!) годок, хранилищу «Володарский» - 81-й!!! Четырем спецтанкерам (ТНТ), четырем плавмастерским (ПМ), имеющим дело с РО Северного флота, уже за 40 лет, технической базе «Имандра» скоро 30. Трюмы и емкости большинства давно уже переполнены, они реальные объекты радиационной угрозы. На ходу относительно молодая «Серебрянка» с восемью цистернами в 851 кубометр для ЖРО средней и низкой активности. Но она уже не справляется со свалившимися на нее грузами. Отступать, как говорится, некуда. В июле 2008 года министр экономического развития Италии Клаудио Скайола и генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко подписали контракт о строительстве специализированного судна для России.Знай, Russia, свой шесток
Итак, за дело взялись итальянцы, хотя сразу же скажем - работы они ведут по проекту, созданному питерским ОАО «Вымпел». Поэтому у многих возникал в прошлом и возникает по сию пору достаточно закономерный вопрос: почему именно итальянцы? Может, на российских стапелях от новостроя так тесно, что «Атомфлоту» со своим спецзаказом никак не втиснуться? Но это же не так, мы все свидетели пустующих стапелей – загрузки нет. Скорее всего, российским корабелам уже не по силам строить специализированные транспорты, требующие высококвалифицированного приложения рук. В данном случае, как говорится, знай, Россия, свой судостроительный шесток. Судно и в самом деле особенное, уже по основному назначению. Водоизмещение – 4000 тонн, длина – 84 метра, ширина – 14 метров, осадка – 4 метра, высота борта - 16,7 метра, ледовый класс, срок службы – 25 лет. Причем эти основные параметры строго оговаривались, когда выдавалось ТТЭ на разработку проекта. Почему? Судно предполагается эксплуатировать прежде всего на Баренцевом и Белом морях. Это вотчина Северного флота с изобилием списанных атомных подлодок, здесь же зона обитания гражданского «Атомфлота», уже имеющего в отстое атомные ледоколы второго поколения. Так вот, в проект заложили такие размерения, чтобы судно могло посещать любой портопункт или же базу наших северных побережий, в том числе входить в тамошние сухие доки, например в Гремихе – бывшей, а ныне вдрызг разоренной ВМБ Северного флота. Отсюда и ширина 14 метров, отсюда же и осадка 4 метра. Общий срок службы судна намечен с учетом его опасного груза, чтобы не было таких проблем, как с опасными долгожителями, как с теми же техбазами «Лепсе» и «Володарский». Откатал четверть века – и на слом. Еще одна особенность судна – два изолированных друг от друга грузовых трюма общей вместимостью 720 тонн. Они оборудованы специальной системой вентиляции для поддержания в них заданной температуры и приспособлены для перевозки любого вида наших, российских контейнеров с ОЯТ и РО. Это тоже очень важно. Судно должно соответствовать требованиям национальных и международных стандартов к транспортировке радиоактивных материалов. Контроль за экологической обстановкой на судне будет осуществляться как автоматизированной системой, так и персональными дозиметрами. В контракте оговорен срок постройки – около 30 месяцев. То есть в ближайшее время судно, которому, к слову, еще не дали названия, сойдет со стапеля в воду, а передать его морякам намечено в марте следующего года. После ввода в эксплуатацию новый морской перевозчик ядерных отходов станет собственностью «Атомфлота» и будет ходить под российским флагом. Мы же, кстати, можем быть уверены, что увидим новичка итальянского производства в акватории Северодвинска. Наш город станет одним из основных его рейсовых пунктов назначения – работ по утилизации ОЯТ и РО нашим корабелам хватит еще не на один десяток лет.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта