Через льды. Через проблемы. |
В Арктике – «Балтика». И не только
Так, в августе-сентябре танкер-стотысячник «СКФ Балтика» с грузом в 70 тысяч тонн газового конденсата компании ОАО «Новатэк» прошел Северным морским путем (СМП) из портов Витино и Мурманск в китайский Нингбо. Трассой собственно Севморпути танкер шел с 17 по 27 августа 2010 года, без происшествий преодолев со средней скоростью 10 узлов около 2500 морских миль. Под проводкой атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот» судно преодолело ледовые участки в море Лаптевых и в Восточно-Сибирском море сплоченностью 9-10 баллов с вкраплениями многолетнего льда толщиною местами более двух метров, сообщает пресс-служба компании «Совкомфлот». Участвовали в проводке и гидрографические суда. В целом, плавание осуществлялось по традиционным маршрутам через относительно мелководные участки, в том числе через пролив Санникова, для безопасного прохода которых осадка танкера была ограничена, а само судно следовало только малыми ходами. Была сделана техническая остановка на рейде порта Певек. И тем не менее путь от Мурманска до Нингбо занял всего около 22 суток – почти вдвое меньше, чем при следовании через Суэцкий канал. «Балтика» стала крупнейшим судном, когда-либо проходившим по Северному морскому пути. А спустя две недели в Китай из Европы под датским флагом прибыл крупнотоннажный балкер «Нордик Баренц» с грузом в 40 тысяч тонн норвежского железорудного концентрата. И ему благодаря использованию Севморпути удалось в два раза сократить затраты времени на этот путь по сравнению с южным вариантом. «Нордик Баренц» также пользовался проводкой атомного ледокола «50 лет Победы» и рекомендациями штаба морских операций ФГУП «Атомфлот», сообщил сайт portnews.ru. Балкер – первое коммерческое судно под иностранным флагом, прошедшее по Севморпути из одного иностранного порта в другой. Наконец, компания «Норильский никель» в минувшую среду впервые отправила по восточной части СМП, по маршруту Мурманск - Дудинка - Пусан - Шанхай, судно с контейнерами и партией цветных металлов. Дизель-электроход «Мончегорск» от Дудинки до Шанхая пройдет примерно за 20 дней, а по маршруту через порты перевалки в Европе и Суэцкий канал он же шел бы 60-65 суток. В обратном направлении из Шанхая в Дудинку планируется доставить материалы для нужд производства компании и товары народного потребления для жителей Норильского промышленного района. По информации «Норникеля», подобные рейсы планировались по крайней мере с 2005 года, когда компания создавала собственный ледокольный флот. Теперь ледовые характеристики того же «Мончегорска» позволяют сегодня перевозить грузы по самым сложным маршрутам Севера в соответствии с самыми высокими требованиями по безопасности, заверяют представители «Норникеля». Сегодня у компании пять ледокольно-транспортных судов – арктических контейнеровозов ледового класса ARC7, способных в особо тяжелых ледовых условиях двигаться кормой вперед. Кроме того, на трассе Севморпути находится и пассажирский паром «Георг Отс», следующий маршрутом Санкт-Петербург–Владивосток. Его по пути на Дальний Восток в зоне льдов также будет сопровождать атомный ледокол. Имеют место и каботажные рейсы. Так, два танкера с дизтопливом прошли нынешним летом из Мурманска на Чукотку, уточняет газета «Мурманский вестник».Сияющие дали
По некоторым данным, на ближайший год есть заявки уже на 15 коммерческих рейсов из Европы в Азию по Севморпути. Так, запланированы рейсы арктического челночного танкера типоразмера «Панамакс» дедвейтом 70 тысяч тонн, танкера типоразмера «Суэцмакс» дедвейтом 162 тысяч тонн. Разумеется, речь идет о танкерах усиленного ледового класса. Среди целей Совкомфлота - расширение временных рамок арктической навигации и увеличение перевозимой партии груза, передает портал mbnews.ru. На очереди, по мнению специалистов Совкомфлота, создание новых высокоширотных глубоководных маршрутов, пролегающих севернее Новосибирских островов, для осуществления плавания судов с осадкой более 15 метров. Это повысило бы экономическую эффективность доставки грузов в порты Юго-Восточной Азии Северным морским путем за счет использования полной грузовместимости крупнотоннажных судов и при этом дало бы дополнительную экономию времени даже по сравнению с успешным результатом, достигнутым в экспериментальном рейсе той же «Балтики». По сообщению portnews.ru, гендиректор Атомфлота Вячеслав Рукша заявляет, что стоимость ледовой проводки должна быть близка к ценам прохода судов по Суэцкому каналу. В частности, тариф для крупнотоннажных судов с грузом может составить 5 долларов за регистровую тонну, а для порожних – 2,5 доллара за тонну. Плюс выигрыш во времени. Вообще, оптимисты давно рассматривают Северный морской путь как серьезную альтернативу осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки по южному маршруту – даже если пресловутое глобальное потепление не освободит эти акватории от ледового панциря.Ложка дегтя
Справедливости ради, многие судовладельцы и эксперты и в России, и на Западе скептически оценивают коммерческие возможности нынешнего Севморпути. По данным Владимира Пазовского, старшего научного сотрудника Дальневосточной государственной морской академии имени адмирала Г. И. Невельского, есть мнение, что на СМП слишком велики эксплуатационные расходы. Сборы за ледокольное обеспечение зарубежные судовладельцы считают непомерными. Велики и тарифы за пограничное и таможенное оформление, и ставки страховой премии, и дополнительные риски. Кроме того, для работы на СМП требуются слишком большие капитальные вложения, например, по строительству судов ледового класса и усиленного ледового класса, танкеров с двойным корпусом. Суда должны иметь дополнительное аварийное снабжение и управляться офицерами, подготовленными для работы в Арктике, расходы по этой статье могут составлять десятки миллионов долларов на судно. В-третьих, западных судовладельцев смущает излишний, с их точки зрения, бюрократизм при организации прохождения трассы, а также некоторая негативная информация о слабых возможностях российских портов на Севморпути. Однако все эти трудности, очевидно, вполне можно преодолеть. Конечно, при условии политической воли со стороны руководства государства. Ведь именно государственный интерес и государственная перспектива здесь налицо. Рынок, на который так любили ссылаться либералы в начале 90-х годов, кажется, действительно все расставил по местам и высказывается скорее в пользу освоения Арктики.Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта