Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Понедельник, 25 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 16 сентября 2010 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 16 сентября 2010 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Загадка С-34

Версия для печатиОтправить статью другу
Сообщения об обнаружении места гибели советской ПЛ оказались преждевременными

 «Сестра» С-34 по серии IX-бис гвардейская Краснознаменная С-56, превращенная в музей. Между прочим, в войну ее 19 раз объявляли погибшей, но к ней судьба была благосклонней.
«Сестра» С-34 по серии IX-бис гвардейская Краснознаменная С-56, превращенная в музей. Между прочим, в войну ее 19 раз объявляли погибшей, но к ней судьба была благосклонней.

На минувшей неделе многие СМИ сообщали о том, что на дне Черного моря в районе Варны обнаружена погибшая советская подводная лодка С-34. Последняя из погибших в Великую Отечественную субмарин нашего Черноморского флота, чье местонахождение неизвестно до сих пор.

Роковой поход

С-34 – одна из лодок известной и славной в истории нашего подплава серии IX-бис, строившейся как до, так и в первые годы после войны. Заложена в 1937 году, вступила в строй 29 марта 1941 года, а 21 апреля вошла в состав Черноморского флота. В свой четвертый – и, как оказалось, последний – боевой поход С-34 вышла из Поти 8 ноября 1941 года под командованием капитана III ранга Якова Хмельницкого с экипажем в 48, а по другим сообщениям – в 51 человек. Кстати, по многим данным, экипаж так и не прошел полного курса обучения. Более донесений с лодки не поступало, на базу она не вернулась.

Известно, что 14 ноября 1941 года возле болгарского Созополя волны выбросили на берег тела двух советских моряков. Судя по найденным при телах документам, это были члены экипажа С-34 – помощник командира старший лейтенант Виолет Душин и боцман главный старшина Фрол Терехов. Оба моряка были в гидрокостюмах и в дыхательных аппаратах ИСА-М. Видимо, они пытались спастись с затонувшей лодки; есть также версия, что они проводили некие аварийные работы с выходом из лодки. Вероятные причины гибели В. Душина и Ф. Терехова – баротравма либо кессонная болезнь. Есть данные, что в ИСА-М для дыхания использовался чистый кислород, непригодный для всплытия с больших глубин. Не исключается и смерть от переохлаждения в море, хотя в этом случае не вполне понятно, почему подводники на поверхности не сняли маски дыхательных аппаратов...

Местные жители похоронили моряков там же, где нашли, а уже в 1963 году на том месте был поставлен памятник. Несмотря на все политические пертурбации, болгары продолжали приносить к нему цветы и ухаживать за ним, сообщает сайт bulgar.in.

Братья-славяне

25 июля этого года, в День ВМФ России, мемориал советским подводникам, погибшим в болгарских водах, был открыт и в Созополе. К слову, погибших у берегов Болгарии наших лодок было пять: Щ-211, Щ-204, Щ-210, Л-24 и С-34. В 2009 году в районе мыса Шабла (Варна) болгарская группа «Black sea technical diving» (BSTD) вместе с участниками российского проекта «Память кораблей Победы» совершила погружение к найденной лодке Л-24 и установила на ее борту табличку с именами членов экипажа. Об этом «КС» писала подробно 16 июля прошлого года.

Примечательно, что фонд, построивший мемориал и поддерживающий другие памятники советским воинам в Болгарии, создал не чиновник Минобороны, не адмирал, а энтузиаст – житель материковой Рязани Виктор Казаков. Казаков отмечает содействие болгарской стороны. Вопрос с землей, например, решился в считанные минуты, руководство соседнего курортного комплекса выделило работников. А Россия? Что ж, на открытии памятника присутствовали дипломаты…

Сенсация, но другая

Считается вероятным, что С-34 погибла на минных заграждениях с 11 по 13 ноября 1941 года в Бургасском заливе севернее Созополя. Болгарские, а позднее и российские любители подводного плавания еще с 1970-х годов предпринимали попытки обнаружить останки корабля, сообщал сайт wreck.ru. И вот наконец на минувшей неделе появились многочисленные сообщения со ссылками на представителей болгарского дайвинг-клуба «Black Sea Dive Odesos». По их данным, они обнаружили подводную лодку на глубине 35 метров, ее корпус разломан на две части. Команда водолазов расчистила от донных наслоений перископ, часть рубки и орудие, сделала серию фото и информировала о находке болгарские ВМС, передает ИТАР-ТАСС.

Сами болгарские дайверы полагают, что нашли именно С-34. Их версию посчитали вероятной, хотя и с оговорками, и болгарские историки.

Однако эти выводы подверг критике руководитель российской подводной поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы – 2010» Константин Богданов, передает ИА REGNUM. Он заявил, что его болгарские партнеры из клуба BSTD для проверки сенсационной информации погрузились на найденный объект, провели фото- и видеосъемку, обмеры элементов конструкции. На основании этих данных российский эксперт утверждает, что обнаружена не советская субмарина С-34, а немецкая UB-7, погибшая еще в Первую мировую. Найденная лодка разломана на две части, общая длина ее всего 28 метров. Это очень далеко до размеров советского корабля, длина которого – 77,7 метра. Обнаруженное на палубе орудие также соответствует вооружению не советской «эски», а кайзеровской лодки. Между прочим, это тоже интереснейшая информация. Ранее считалось, что UB-7 погибла близ Севастополя.

А специальная российско-болгарская экспедиция по поиску С-34, по словам Богданова, начнется в двадцатых числах сентября. «Благодаря помощи МИД России и посольства России в Болгарии, поддержке председателя комитета Госдумы РФ по делам ветеранов Николая Ковалёва, при содействии Российской подводной федерации (РПФ) и многих других общественных организаций Болгарии и России мы получили наконец официальные разрешения болгарской стороны», - заявил Богданов. Планируется использовать уникальные гидролокаторы и другие приборы, разработанные НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова. Организаторы надеются, что на сей раз удастся найти последнюю без вести пропавшую советскую черноморскую субмарину.

Корреспондент Станислав ЗЕЛЯНИН

Тел. 50-80-12



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Злая вода  |  Быстрее сильных, сильнее быстрых  |  Плимут - Ньюпорт – Плимут  |  Одним махом восьмерых поймахом!  |
Регион   Загадка С-34  |  Срок годности – 22 века   |  Море вернуло корабль  |  Центр подводного наследия  |  Командир сдает пост  |  Севмашу возвращают долги  |  У всех на устах  |  Из Москвы, из Москвы!  |  Госзаказ в центре внимания  |  В несколько строк  |  Контракт выполнен. Работа продолжается  |  Верфи принимают визиты  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2010
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com