Проект 698П: 36 метров в длину, грузовая палуба, кран и небольшая рубка. Фото Владимира Ларионова |
Просто плашкоут
«Варнек» называют и сухогрузом, и теплоходом или же грузовым судном, но отчего-то никто не уточнил, что это за судно. Такие по проекту 698П в 70-е прошлого века строила «Красная кузница». «Варнек», к слову, был построен в числе самых первых. Длина корпуса – 35-36 метров, ширина – 7,5 метра. Груза теплоход мог взять 150 тонн. Практически плоскодонная конструкция, никаких трюмов – палуба и кран в носовой части. В корме – надстройка, машинное отделение, крохотные жилые помещения для команды из 4-5 человек. То есть речь фактически о самоходной барже, плашкоуте, которому Регистр позволяет каботажничать при ряде ограничений. Правда, скажу: в самом начале 80-х такие суденышки неким промыслом летом перебирались в Карское море, к Амдерме, Усть-Каре, но там, угодив, по несчастью, в скопления битого льда, со своей машиной в 225 лошадиных сил уже не дергались, и носило их сутками исключительно по воле природы. Приватизация флота нанесла сокрушительный удар по северному каботажу. Только через несколько лет небольшие компании осмелились взяться за его возрождение. А у частника какой флот? Проект 698П сочли за благо.Искать убежища
О месте катастрофы. Здесь путаница возникла сразу же. Благодаря журналистам, которые почти хором запели про Белое море. На самом же деле корпус «Варнека» выбросило у острова Корга. Баренцево море, а не Белое. Остров Корга – у северного побережья Канина, в двух с половиной милях к юго-востоку от мыса Лайденный, дюны, редкая трава, остров соединяется с берегом осушкой. В 70-х, помнится, на нем стояли нежилая избушка и светящийся знак Восточная Камбальница. Важная ремарка: катера и шлюпки могут здесь укрыться от шторма, мотоботы и суда поболее – только в полную воду. Вернемся к «Варнеку». Где на беломорской стороне Канина, следуя в Шойну, судно могло искать убежища? Устья рек Торна, Месна, тем паче Тархановка и Большая Бугряница, доступны только для карбасов, и то в полную воду, в непогодь устья малоприметны, а при юго-западном ветре ходить здесь вообще опасно. Надежным убежищем считается Шойна. В ясную погоду местный маяк различим с 20 миль, светящийся буй – с полутора. Есть здесь и защищенное якорное место, но пройти к нему можно только по полной воде, а ждать ее нужно за полторы мили от берега. Не пришел «Варнек» в Шойну. Говорят, капитан решил спрятаться за Канин Нос и направился в Баренцево море, и что с ним случилось – много версий. Одно вне сомнений: судно опрокинулось, сделало оверкиль. А люди? Сначала сообщалось об исчезновении пяти моряков, потом и пассажиров, сначала троих, потом четверых. На «Варнеке» их не должно быть в принципе. Взять так называемых нелегалов мог только капитан. Об Александре Курулюке доводилось слышать как об опытном и строгом судоводителе. Почему он отступил от правил, это из области гаданий. Пассажиры - мужчина и еще семья: муж, жена, их сын восьми месяцев. 28 июля тело Ирины Щербаковой нашли недалеко от перевернутого судна.Маяк Шойны. Он не стал для «Варнека» ориентиром. Решение капитана идти на север имело трагические последствия. Фото Олега Химаныча |
Берег в обломках
Спасатели высадились и вскоре резюмировали: «Судно перевернуто, корпус замыт песком. Берег усеян обломками. Нашли гидрокостюм». Людей не обнаружили и в промысловой избушке. Вскоре к месту катастрофы сбежались суда, авиация начала облеты. При отливах эмчеэсники попытались проникнуть внутрь «Варнека», надеясь отыскать кого-то в машинном отделении. Тщетно. МЧС – это как «Скорая помощь». Вскоре стало ясно, что скорой помощи не получится, и поздно вечером 28 июля архангельская группа МЧС вернулась на базу. За дело взялись мурманчане из бассейновой аварийно-спасательной службы. Сутки 29 июля они работали с корпусом «Варнека» и ближе к вечеру сумели-таки оттащить его с мелководья на глубину 20 метров. Дальше - новый водолазный осмотр и новые разочарования: надстройка и конструкции на верхней палубе разрушены так, что нельзя установить, воспользовались люди штатными средствами или нет. Главные из них – спасательные плоты. Почему не сработал аварийный буй, не ушел с него автоматом сигнал SOS, тоже неясно. В половине третьего ночи 30 июля «Борей» взял корпус «Варнека» на буксир и повел в Мезенский залив. Скорость всего 2 узла. По сухопутному - 3,6 километра в час, меньше, чем у праздного пешехода. К мысу Воронова погибший теплоход доставили 1 августа. А сутками ранее военные летчики обнаружили спасательный плот с «Варнека» и навели на него поисковиков. Снова надежда! И снова разочарование: людей на плоту нет. 2 августа обнаружили и второй плот, но снова без людей.«Вардек», «Барей» и прочее
О ляпах коллег говорить неудобно. Но приходится. Потому что несолидно одной из самых известных в области газет писать о том, что в цистернах «Варнека» осталось… 5000 тонн топлива. Это при том, что сам «Варнек» чуть больше 150 тонн! И как понимать - «груз был расположен внизу, что повышало устойчивость», если у судна нет грузового трюма? Белое море вместо Баренцева, «Вардек» вместо «Варнека», «Барей» вместо «Борея» - это из других СМИ, но из той же оперы... Надежда тает, но людей продолжают искать. Начато расследование, и думаю, будет повод вернуться к обстоятельствам трагедии. Пока же большинство специалистов предполагают - на судне произошло смещение палубного груза, а штормовая волна ударами в днище и борт усугубила дело. Но это, подчеркну, версия. Если она верна, то оверкиль «Варнека» мог произойти за 5-10 секунд. Ужас людей на его борту представить не берусь – у самого душа холодеет. О душе еще хочу сказать... Журналисты, понятное дело, про «Варнек» пишут, а читатели читают. Чаще не из любопытства, а, смею надеяться, из сострадания к жертвам крушения. На пресс-конференции звучат слова о материальных последствиях: «Документы на страховку судна уже были готовы, и в ближайшее время судно предполагалось застраховать. Теперь все убытки придется нести судовладельцу. Сумму убытков пока никто не считал, но составит она несколько миллионов рублей». В общем, не без сочувствия к судовладельцу. Не забыли сообщить, что ко 2 августа на операцию по поискам судна и людей потрачено 12 млн рублей. Подсчитали и посетовали на дороговизну. А о загубленной безвинной душе младенца информация всего в четыре слова: «Мальчику было восемь месяцев».Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта