Закладка на стапеле для корабелов Севмаша всегда радостное событие. Побольше бы таких событий. Пока же Северодвинск ждет от ОСК многообещающих заказов. Фото Валерия Уткина |
Общие песни о главном
На открытии форума директор департамента Министерства промышленности и торговли Леонид Стругов тоже говорил с оглядкой на масштабность: «Это мероприятие – значимое событие для судостроительной промышленности. В 2009 году объемы производства в судостроении выросли на 30 процентов, но необходимо движение вперед. Форум станет замечательной площадкой для заключения новых контрактов, проведения деловых встреч, плодотворного сотрудничества». ДАЛЬШЕ звучало уже неоднократно слышанное за те три года, которые существует ОСК: «Укрепление и развитие судостроительной и смежных с ней отраслей, а также выход отечественного судостроения на новый конкурентоспособный уровень имеет важнейшее значение для усиления экономического статуса России. Поэтому сегодня отрасль находится в зоне пристального внимания правительства». Эту знакомую песню сменила новая, хотя и с чрезвычайно общими словами, - на одном из пленарных заседаний впервые была озвучена стратегия развития Объединенной корпорации. Стратегия заключается в создании судостроительного комплекса кластерного типа. Предполагается (цитата) «реализовать четыре основных направления: наладить маркетинговую политику, усовершенствовать кадровую политику, модернизировать производственные мощности и провести локализацию». ОСК намерена снизить стоимость строительства судов за счет создания единого центра разработок, в который планирует привлекать и иностранных партнеров. Кроме того, намечено и создание объединенного центра закупок комплектующих, что повысит эффективность логистики и сделает систему закупок более прозрачной. На форуме было также объявлено, что ОСК, то есть за три года (!), определилась с новой управленческой командой. Действительно, руководящие кадры корпорации с 2007 года менялись с какой-то стремительной быстротой: Бурутин, Яров, Пахомов. Теперь говорят, что нынешний выбор якобы окончательный. Этой зимой ОСК в ранге исполняющего обязанности возглавил бизнесмен Роман Троценко, а 14 мая его утвердили на посту гендиректора. Сообщается, что Троценко владеет компанией «AEON Corporation», куда входит российско-голландский производитель яхт класса люкс «Timmerman Yachts». А эту компанию до недавнего времени возглавлял нынешний заместитель гендиректора ОСК по гражданскому судостроению Дмитрий Мироненков, смелое заявление которого мы процитировали в самом начале.Роман Троценко с делегацией посещал корейские верфи. Может быть, тогда у его заместителя родились идеи догнать Корею по себестоимости судостроя. Фото «КС» |
Планов громадье
Еще несколько заявлений Дмитрия Мироненкова. По его словам, на сегодняшний день портфель заказов корпорации оценивается в 135 млрд руб. при средней загрузке предприятий на уровне 50%. ОСК ставит задачу довести загрузку мощностей до 70%. Появлению новых заказчиков должны поспособствовать строительство новых и модернизация существующих верфей. На эти цели ОСК в 2010 году планирует направить не менее 30 млрд руб. Речь в данном случае о гражданском судостроении. На точечную модернизацию планируется затратить 15—20 млрд рублей. «Наша целевая задача — достичь себестоимости не хуже, чем в Южной Корее», — смело заявил Мироненков. Кроме того, в строительство двух новых верфей на Дальнем Востоке (Большой Камень и Чажма) будет вложено 35 млрд рублей. Их ввод в эксплуатацию запланирован на 2012 год. Финансироваться расходы будут из средств госбюджета. «Ниша, в которой мы должны быть конкурентоспособными, — производство судов ледового класса, — считает Дмитрий Мироненков. — Сегодня мы также понимаем, что выйти на мировой рынок со своей продукцией невозможно. Поэтому мы сознательно сфокусировались на российских потребителях — Газпроме, Роснефти, Совкомфлоте. Заказы у новых верфей ОСК уже есть. Только с ноября 2009 года по май 2010 года корпорация получила заказы на общую сумму 40-45 млрд рублей как для существующих, так и для строящихся верфей. Потенциальный пакет заказов в ОСК оценивают в 150 млрд рублей».Не говори «гоп»
Заявления, сделанные в Москве представителем новой управленческой команды ОСК, сразу же вызвали дискуссию. Выяснилось, что не все смотрят в будущее столь оптимистично, как господин Мироненков. Так, замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко сомневается, что российские верфи смогут конкурировать в классе сложных судов ледового класса, делая оговорку: «По всей линейке ледового класса мы никогда не будем конкурентоспособными по сравнению с азиатскими производителями, которые могут строить суда дешевле, чем в России». Эксперт ИК «Финнам»Дмитрий Баранов тоже осторожничает и говорит в сослагательном наклонении: «Задача ОСК — найти баланс цены и качества своей продукции. Если ОСК удастся договориться с металлургами и удешевить производство, то у них есть шанс». «А если не удастся договориться с металлургами?» – задают встречный вопрос другие комментаторы. Как можно говорить о сдаче в 2012 году суперверфи в Чажме, если даже вопрос передачи ОСК акватории и окрестной территории от Минобороны до сих пор не решен? Три года только тем и занимались, что тасовали руководящие кадры, а теперь собираются «достичь себестоимости не хуже, чем в Южной Корее» за два-три года – это из каких сказок? Иронических комментариев по поводу некоторых заявлений на московском форуме в СМИ и Интернете хватает. Если их привести к единому знаменателю, звучат они так: по стоимостным параметрам мы уже достигли мировых вершин, а по гросс-тоннажу, как и по количеству реальной судостроительной продукции, хвастать нечем. Цифры называются фантастические, а конкретных, многократно обещанных заказов не то чтобы у достроечной стенки, а даже на стапелях как не было, так и нет. Снова планы, бумажный и словесный размах, грандиозные цифры, и все с очередной претензией на державность. Тех же новых верфей еще нет, а построенные на них суда господин Мироненков уже сосчитал. Лучше бы не говорить «гоп»…Севмаш привез макеты
К слову, на московском форуме была и делегация Севмаша во главе с заместителем генерального директора Валерием Бородиным. Как сообщила пресс-служба предприятия, «впервые на форуме такого уровня предприятия Севмаш, «Звездочка», «Янтарь», «Нерпа», Адмиралтейские верфи, Средне-Невский завод, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта представляли макеты своей продукции на общем стенде ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Делегация, в состав которой входили Леонид Стругов, председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов, заместитель генерального директора ОСК Дмитрий Мироненков, начала осмотр стендов участников форума с экспозиции Севмаша. На ней были представлены макеты проектов МЛСП «Приразломная», приливной электростанции и танкера-химовоза. У посетителей они вызвали неподдельный интерес. В ходе форума Валерий Бородин провел ряд деловых встреч».Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта