Покушение на Молотовск планировал совершить абвер зимой 1942-1943 гг.
Здесь находилась главная мишень фрегаттен-капитана Целлариуса. Фото Владимира Ларионова
Факт истории: 21 июня 1941-го комиссия подписала акт о вводе в «эксплоатацию» (правильно по тем правилам орфографии) турбины №1 на молотовской ТЭЦ, а уже на следующий день грянула Великая Отечественная. Двадцать из первых энергетиков нашего города ушли на фронт и сложили там головы. Вечная им память. Но, как ныне выясняется, и саму ТЭЦ фашисты держали на прицеле, особом прицеле.
МЫСЛЬ О ТОМ, что фашисты не ведали, что представлял собой наш город до войны, чем он стал с ее началом, исключается полностью. Крупнейшая судоремонтная и производственная база на всем северном фланге нашей обороны, центр перевалки ленд-лиза, единственный пункт перекачки всех видов наливных грузов, порт отстоя ледокольного флота Арктики. Немецкая разведка с ее отлаженной организацией, возможностями, без сомнений, все это знала. А потому у любого, кто всерьез обращался к истории Молотовска военной поры, непременно напрашивался вопрос: что помимо попыток атаковать с воздуха предпринимали фашисты?
В период известной закрытости наших верфей и города исследования этой темы причисляли к наглухо запретным. Возможно, в том и был резон. Однако ныне все обернулось нежелательным образом: со временем уходили свидетели, исчезали документы. В конечном счете стерлись целые страницы нашей летописи. Потому все далее сказанное справедливо назвать одним из тех моментов истории города, который удалось с трудом извлечь из забытья и который еще предстоит уточнять.
Молотовском интересовался один из специальных отделов германской военной разведки и контрразведки – абвер. В этом ведомстве адмирала Канариса назывался он Абвернебенштелле Ревал. Возглавлял его фрегаттен-капитан Александр Целлариус. Фильм «Вариант «Омега» с Олегом Далем в роли советского разведчика как раз повествует о «бюро Целлариуса» в оккупированном Таллине. На нашу область здесь «работали» три из нескольких его школ диверсантов: под финским городом Рованиеми, в местечке Вазене близ Сювари и в захваченном Петрозаводске.
Агентов вербовали из военнопленных. Были и убежденные враги – перебежчики и «добровольцы» из Прибалтики. Из них готовили подрывников и радистов. Основной курс длился полгода. Когда становились известными конкретный район и цель, шла дополнительная подготовка. Такова «технология шпионажа». В наш тыл «выпускники» в большинстве случаев забрасывались самолетами. Крайне редко использовались другие варианты. Наиболее известными сегодня являются рейды вражеских разведчиков в Каргопольском и Няндомском районах, их попытки выйти на линию Обозерская - Беломорск, а также непосредственно на Архангельск. Им ставились разведывательные цели: характер, интенсивность и объемы поступления грузов ленд-лиза, организация перевозок, вероятность высадки английских дивизий для поддержки Красной Армии.
А что же Молотовск? Целей в Молотовске имелось предостаточно. Единственная магистраль на Исакогорку, транспорты в порту (в том числе со взрывчаткой), ледоколы, без которых хождение во льдах невозможно, нефтебаза, доки, гидротехнические сооружения завода №402... Но Целлариус, а он лично разрабатывал операцию, взглядом профессионала определил объект, диверсия на котором могла бы надолго парализовать и порт, и завод, и город, - ТЭЦ. Известно, первую военную зиму Молотовск пережил чудом. Часть теплотрасс тогда разбило холодами, стояли вымерзшие дома, горели костры в цехах. Но оставалось еще электричество. На самом пределе, но люди жили и еще работали. Немцы точно рассчитали: лютые морозы при разрушенной ТЭЦ нанесут больший ущерб, чем несколько авианалетов.
У идеи Целлариуса был соавтор - инструктор разведшколы по морскому делу, некто скрытый под кличкой Дубровин - бывший архангельский моряк-механик тралфлота, попавший в плен. Он же и был поставлен во главе группы, которой предстояло осуществить диверсию. Последнюю готовили тщательно. Об этом говорит то, что будущих исполнителей перевели «на доработку» непосредственно в Таллин. Здесь с ними уже работал заместитель Целлариуса - финский офицер-разведчик по фамилии Кристян.
Конкретно план состоял в следующем. Пятеро диверсантов после заброски должны были легализоваться и проникнуть в Молотовск. Агентам Дубровину и Борину ставилась задача внедриться на ТЭЦ - механиком и кочегаром. Еще двоим - радистам Стефановскому и Фомину - поручалась связь с центром. Пятый - шофер Котов - обязан был обеспечить исчезновение группы с места диверсии. Каждый имел свою легенду вместо истинной биографии. Все очень надежно подкреплялось документами.
Непосредственно осуществить акцию поручалось Дубровину и Борину. Вывести из строя станцию решили так называемым пережогом котлов. Для этого не требовалось взрывчатки, а надо было испортить контрольные приборы и перекрыть подачу питательной воды. Это действительно могло привести к огромному и, главное, трудноисправимому ущербу. При этом у диверсантов даже появлялся шанс заблаговременно покинуть место преступления.
План покушения на Молотовск руководство немецкой разведки утвердило 15 ноября 1942 года. В России уже начиналась зима. Отправки ждали со дня на день. Однако в начале декабря группу неожиданно посетил Целлариус и личным распоряжением временно отменил задание. Известна официальная версия: «возникли затруднения с приземлением в районе Молотовска», а также с организацией «проживания и внедрения на заводскую ТЭЦ». Важно отметить: речь шла только о переносе сроков операции, из целей разведцентра ее не исключали.
Здесь возникают вопросы, на которые пока нет возможности ответить, а потому и предположения. Первое. Вряд ли группа из пяти диверсантов могла быть за¬брошена «на пустое место»: не исключено, к моменту ее появления в городе мог или должен был быть некто, кому вменялось в обязанность помочь или же контролировать исполнение задания. Возможно, это звено операции и дало сбой. Второе. Выбросить группу с самолета на парашютах в окрестностях Молотовска или Архангельска, остаться при том незамеченным очень и очень сложно. Целлариус мог прорабатывать иные, более надежные планы доставки группы. Учитывая, что по времени это был пик в развертывании немецких подводных сил на Севере, осмелюсь предположить вариант высадки диверсантов с подводной лодки. Разумеется, не зимой. Косвенные подтверждения тому есть.
В целом, если сопоставить отдельные моменты прибытия в Молотовск конвоев, даты вражеских авианалетов и довольно целенаправленное бомбометание, можно предполагать, что вплоть до середины 1944-го немецкая агентура в городе была, а Целлариус не ограничился единственной попыткой заброски сюда группы Дубровина.
Так или иначе, но ту операцию абверу провести так и не удалось. Это главное. Хотя упомянутые разведчики (кроме Дубровина) меж тем оказались-таки в нашем тылу. Произошло это 25 мая 1943 года. Их сбросили на парашютах в районе деревень Куя и Золотица на Зимнем берегу. Вот только их задание перенацелили на Архангельск. Но это уже иная история, напрямую к Молотовску отношения не имевшая.
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Тел. 50-80-12
На прошлой неделе мы побывали на том месте, куда метил попасть абвер – ТЭЦ-1. Здесь нас радушно встретил директор Михаил Котенко, а сотрудница станции Людмила Топчая сопроводила в машинный зал и котельный цех. Турбину 1939 года выпуска, которая давала энергию заводу и городу военного времени, демонтировали относительно недавно. Благодаря бережному отношению энергетиков, она была удивительной долгожительницей. На месте котлов, которые намеревались пережечь диверсанты, сегодня также внушительный проем после демонтажа. Затем мы посетили музей энергетиков.
Я знаком с коллективом ТЭЦ не один десяток лет, если точно – с 1975-го, когда начинал работать в отделе промышленности «Северного рабочего». Уже тогда ТЭЦ славилась не только тружениками-передовиками, но и кадровой стабильностью, трудовыми династиями. Потому вовсе не случайно, что на станции одними из первых в городе обзавелись своим ведомственным музеем. Экспозиции его сохранились и сейчас и рассказывают они о достойных людях. В наше беспамятное и циничное время это достойно похвал наивысшей степени. О планах фашистской диверсии 1942 года энергетики узнали от нас. Мы будем рады, если эта публикация ляжет еще одной страничкой в их музейную летопись.
Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!