Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Понедельник, 25 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 15 апреля 2010 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 15 апреля 2010 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Ее Величество Стихия: штормы войны

Версия для печатиОтправить статью другу
Порой борьба с ними длилась сутками, и не всегда обходилось без жертв

Британский корвет «Lotus» относился к серии противолодочных кораблей класса «Flower». Они не были предназначены для океанских переходов, но обстоятельства жестокой «подводной войны» заставили изменить их специализацию - выйти в открытый океан. Фото из архива Олега Химаныча
Британский корвет «Lotus» относился к серии противолодочных кораблей класса «Flower». Они не были предназначены для океанских переходов, но обстоятельства жестокой «подводной войны» заставили изменить их специализацию - выйти в открытый океан. Фото из архива Олега Химаныча

Союзный конвой JW-53 вошел в историю II Мировой войны еще и тем, что на долю его транспортов и кораблей охранения выпал самый жестокий шторм из тех, что обрушивала на союзников Северная Атлантика. Из 28 транспортов 6 вынуждены были вернуться в исландские порты из-за повреждений корпуса. Следом по той же причине повернули и три эсминца эскорта, а в ночь с 15 на 16 февраля 1943-го конвойному авианосцу «Dasher» ударом гигантской волны загнуло вверх взлетную палубу, британскому крейсеру «Sheffield» свернуло носовую орудийную башню...

НО В ЗИМНЕМ океане у моряков был еще один враг от суровой природы – и он, пожалуй, пострашнее шторма. Когда температура воздуха становится ниже, чем у забортной воды, корабль, его палуба, надстройки, мачты буквально на глазах обрастают льдом - тоннами льда. Это чревато для остойчивости, потеряв которую корабль может сделать оверкиль - перевернуться. Вот почему при первой же опасности обледенения объявляется аврал, и все, кто свободен от вахты, выходят скалывать лед. Порой эта борьба за выживание корабля и экипажа может длиться сутками, и далеко не всегда человек побеждает. Памятник экипажу архангельского траулера «Метрострой» на кладбище Свято-Троицкой церкви в Архангельске хотя и появился через несколько лет после войны, но может служить примером одной из трагедий в зимнем океане.

Редкие снимки военной поры, которые мы публикуем сегодня, сделаны в Баренцевом море, уже в зоне ответственности нашего Северного флота. Это фото самого корабля – британского корвета «Lotus» - в первые часы, как он вырвался из полосы шторма, неся на себе тонны льда, и второе - людей на борту неизвестного английского эсминца в минуты аврала…

Борьба со льдом, которым корабль обрастал буквально на глазах, шла порой круглые сутки. Фото из архива Олега Химаныча
Борьба со льдом, которым корабль обрастал буквально на глазах, шла порой круглые сутки. Фото из архива Олега Химаныча

Что ни говори, а подавляющее большинство кораблей огромного британского флота создавалось для плавания в более теплых водах. Поэтому для английских моряков война в Северной Атлантике, тем паче в русских арктических водах, оказалась серьезным испытанием. Мы находим тому множество свидетельств, в том числе и в художественной литературе.

В свое время английский писатель Алистер Маклин (Alister Maclean) написал роман «Корабль Его Величества «Улисс» («H.M.S. Ulysses»). В Советском Союзе он вышел в 1968 году в издательстве Министерства обороны тиражом 100 тысяч экземпляров, что, к слову, делает честь издательству и свидетельствует о похвальной тяге советских людей к чтению. Сюжет романа в отдельных моментах, можно сказать, вымышленный, но вот основа у него фактическая: 1942 год, британский крейсер идет к русским берегам, охраняя один из арктических конвоев, в книге он поименован как FR-77. В северных широтах Атлантики все против него: и тяжелый шторм, и мороз, и обледенение, и вражеские самолеты и подлодки, и как кульминация – фашистский рейдер.

Читаем: «Улисс» был новым кораблем, но рано постарел. Там, где людям грозила опасность, где их ждала смерть, всегда можно было встретить «Улисс». Он, как призрак, появлялся из тумана и каким-то чудом оказывался всегда там, где слабый свет арктической зари нес с собой только опасность, угрожавшую лишить людей возможности увидеть следующий рассвет».

До рассвета удавалось дожить не всем. Однако, как мне кажется, в этой книге-хронике не столько батальные сцены, сколько описание борьбы людей со стихией зимнего океана производит впечатление.

Корвет, справившись с обледенением, подходит к борту британского авианосца для пополнения топливных запасов. Случалось, этим маленьким рыцарям моря не хватало горючего. Фото из архива Олега Химаныча
Корвет, справившись с обледенением, подходит к борту британского авианосца для пополнения топливных запасов. Случалось, этим маленьким рыцарям моря не хватало горючего. Фото из архива Олега Химаныча

«В 22.30 «Улисс» пересек Полярный круг, и здесь чудовище нанесло свой удар. Удар был жесток и силен. Из своей пасти чудовище выбрасывало мельчайшие кусочки льда. Они били людям в лицо, оставляя кровавые следы. Жестокие порывы ветра рвали одежду и пронизывали до костей. Голос чудовища походил на реквием. Всю свою силу оно вложило в ураганный ветер, под порывами которого у людей захватывало дух. Попавшего под удар ветра человека валило с ног, бросало куда-нибудь в угол, и он лежал там, корчась от боли. В союзники чудовище взяло море… «Улисс» должен был погибнуть. Ни одно из созданных человеком сооружений не имело шансов уцелеть. Корабль должен был погибнуть в тисках урагана, перевернуться или развалиться под ударами ветра и волн. Но этого не произошло. Каким образом «Улисс» уцелел, выдержал жесточайший натиск – остается тайной».

Мыслящим рекомендую прочесть роман Алистера Маклина. Повторюсь, его у нас издали в 1968-м. Вступительное слово было написано в духе того времени, когда из идеологических соображений нам не хотелось признавать союзническую помощь Великобритании во время войны. Предисловие писал капитан II ранга Т. Белащенко, нет сомнений - по наущению политуправления, а потому и вынужден был грешить необъективностью. Да и сам роман в нашей редакции «укоротили» до размеров крупной повести. И все же, уверен, вы не пожалеете потраченного времени. Уже потому, что «Корабль Его Величества «Улисс» - это не чтиво а-ля Донцова и иже с нею. Это та литература, в которой есть стремление к правде.

А конвой JW-53 дошел-таки до Союза, хотя и не до¬считавшись четырех транспортов. Три из них потопили фашистские подлодки, четвертую жертву взял океан – поврежденное штормом судно пришлось затопить кораблю эскорта. 27 февраля 1943-го большинство кораблей направилось в Кольский залив, а еще семь пароходов продолжили плавание – их ждал наш Молотовск.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Соборный створ Петербурга  |  Злая вода  |  «Россия начинается с поморов…»  |
Регион   Ее Величество Стихия: штормы войны  |  Пригрозили голодовкой  |  Прежде чем ступить на лед  |  У всех на устах  |  «Холмогорам» помог Севмаш  |  Долгострой – в строй!  |  В несколько строк  |  Симфония есть. Трубы будут. А заказы?  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2010
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com