Порой борьба с ними длилась сутками, и не всегда обходилось без жертв
Британский корвет «Lotus» относился к серии противолодочных кораблей класса «Flower». Они не были предназначены для океанских переходов, но обстоятельства жестокой «подводной войны» заставили изменить их специализацию - выйти в открытый океан. Фото из архива Олега Химаныча
Союзный конвой JW-53 вошел в историю II Мировой войны еще и тем, что на долю его транспортов и кораблей охранения выпал самый жестокий шторм из тех, что обрушивала на союзников Северная Атлантика. Из 28 транспортов 6 вынуждены были вернуться в исландские порты из-за повреждений корпуса. Следом по той же причине повернули и три эсминца эскорта, а в ночь с 15 на 16 февраля 1943-го конвойному авианосцу «Dasher» ударом гигантской волны загнуло вверх взлетную палубу, британскому крейсеру «Sheffield» свернуло носовую орудийную башню...
НО В ЗИМНЕМ океане у моряков был еще один враг от суровой природы – и он, пожалуй, пострашнее шторма. Когда температура воздуха становится ниже, чем у забортной воды, корабль, его палуба, надстройки, мачты буквально на глазах обрастают льдом - тоннами льда. Это чревато для остойчивости, потеряв которую корабль может сделать оверкиль - перевернуться. Вот почему при первой же опасности обледенения объявляется аврал, и все, кто свободен от вахты, выходят скалывать лед. Порой эта борьба за выживание корабля и экипажа может длиться сутками, и далеко не всегда человек побеждает. Памятник экипажу архангельского траулера «Метрострой» на кладбище Свято-Троицкой церкви в Архангельске хотя и появился через несколько лет после войны, но может служить примером одной из трагедий в зимнем океане.
Редкие снимки военной поры, которые мы публикуем сегодня, сделаны в Баренцевом море, уже в зоне ответственности нашего Северного флота. Это фото самого корабля – британского корвета «Lotus» - в первые часы, как он вырвался из полосы шторма, неся на себе тонны льда, и второе - людей на борту неизвестного английского эсминца в минуты аврала…
Борьба со льдом, которым корабль обрастал буквально на глазах, шла порой круглые сутки. Фото из архива Олега Химаныча
Что ни говори, а подавляющее большинство кораблей огромного британского флота создавалось для плавания в более теплых водах. Поэтому для английских моряков война в Северной Атлантике, тем паче в русских арктических водах, оказалась серьезным испытанием. Мы находим тому множество свидетельств, в том числе и в художественной литературе.
В свое время английский писатель Алистер Маклин (Alister Maclean) написал роман «Корабль Его Величества «Улисс» («H.M.S. Ulysses»). В Советском Союзе он вышел в 1968 году в издательстве Министерства обороны тиражом 100 тысяч экземпляров, что, к слову, делает честь издательству и свидетельствует о похвальной тяге советских людей к чтению. Сюжет романа в отдельных моментах, можно сказать, вымышленный, но вот основа у него фактическая: 1942 год, британский крейсер идет к русским берегам, охраняя один из арктических конвоев, в книге он поименован как FR-77. В северных широтах Атлантики все против него: и тяжелый шторм, и мороз, и обледенение, и вражеские самолеты и подлодки, и как кульминация – фашистский рейдер.
Читаем: «Улисс» был новым кораблем, но рано постарел. Там, где людям грозила опасность, где их ждала смерть, всегда можно было встретить «Улисс». Он, как призрак, появлялся из тумана и каким-то чудом оказывался всегда там, где слабый свет арктической зари нес с собой только опасность, угрожавшую лишить людей возможности увидеть следующий рассвет».
До рассвета удавалось дожить не всем. Однако, как мне кажется, в этой книге-хронике не столько батальные сцены, сколько описание борьбы людей со стихией зимнего океана производит впечатление.
Корвет, справившись с обледенением, подходит к борту британского авианосца для пополнения топливных запасов. Случалось, этим маленьким рыцарям моря не хватало горючего. Фото из архива Олега Химаныча
«В 22.30 «Улисс» пересек Полярный круг, и здесь чудовище нанесло свой удар. Удар был жесток и силен. Из своей пасти чудовище выбрасывало мельчайшие кусочки льда. Они били людям в лицо, оставляя кровавые следы. Жестокие порывы ветра рвали одежду и пронизывали до костей. Голос чудовища походил на реквием. Всю свою силу оно вложило в ураганный ветер, под порывами которого у людей захватывало дух. Попавшего под удар ветра человека валило с ног, бросало куда-нибудь в угол, и он лежал там, корчась от боли. В союзники чудовище взяло море… «Улисс» должен был погибнуть. Ни одно из созданных человеком сооружений не имело шансов уцелеть. Корабль должен был погибнуть в тисках урагана, перевернуться или развалиться под ударами ветра и волн. Но этого не произошло. Каким образом «Улисс» уцелел, выдержал жесточайший натиск – остается тайной».
Мыслящим рекомендую прочесть роман Алистера Маклина. Повторюсь, его у нас издали в 1968-м. Вступительное слово было написано в духе того времени, когда из идеологических соображений нам не хотелось признавать союзническую помощь Великобритании во время войны. Предисловие писал капитан II ранга Т. Белащенко, нет сомнений - по наущению политуправления, а потому и вынужден был грешить необъективностью. Да и сам роман в нашей редакции «укоротили» до размеров крупной повести. И все же, уверен, вы не пожалеете потраченного времени. Уже потому, что «Корабль Его Величества «Улисс» - это не чтиво а-ля Донцова и иже с нею. Это та литература, в которой есть стремление к правде.
А конвой JW-53 дошел-таки до Союза, хотя и не до¬считавшись четырех транспортов. Три из них потопили фашистские подлодки, четвертую жертву взял океан – поврежденное штормом судно пришлось затопить кораблю эскорта. 27 февраля 1943-го большинство кораблей направилось в Кольский залив, а еще семь пароходов продолжили плавание – их ждал наш Молотовск.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!