Читатель размышляет над материалами «Корабельной стороны»
Торжественные церемонии на верфях Кореи и России похожи. В остальном сходства нет. Фото Валерия Уткина
Фото «Samsung Heavy Industry»
В данном случае речь о публикации Олега Химаныча «Шведская стычка», в которой речь шла о конфликте Севмаша и норвежской компании «Odfjell». Конфликт этот вылился в судебное заседание Стокгольмского арбитражного суда, который частично удовлетворил требования норвежцев. Автор статьи проанализировал ситуацию с сорванным контрактом и привел оценки ее различными специалистами. Разговор продолжили и читатели «Корабельной стороны». Были и телефонные звонки в редакцию, и электронные письма на наш сайт. Это, вне сомнения, верный признак неравнодушного отношения людей к обсуждаемой теме.
ДОСТОЙНЫ внимания размышления читателя, подписавшего свое письмо как Обозреватель:
«Очень печально, что Севмаш начал свои шаги на рынке крупнотоннажного коммерческого судостроения с судебных разбирательств. Ранее ничего более крупного и серийного в коммерческом секторе судостроения он не строил, тем более для иностранных заказчиков. И вот сразу такое! Кому весь остальной мир поверит - «Odfjell» или Севмашу, если многие судовладельцы вообще ничего никогда не слышали о Севмаше?!
Я имею определенный опыт работы в части подготовки договоров на строительство как на Севмаше, так и на «Звездочке», и мне кажется, вряд ли в ситуации с химовозами можно винить заказчика в том, что они заключили договор с предприятием по заведомо низкой цене. Тем более заказчиком был такой опытный «аксакал» как «Odfjell». В мировой практике на «посудины», которые не являются по сути вновь созданной техникой, то есть строятся с нуля, цена строительства, как правило, фиксированная.
Хорошо, что Олег Химаныч обратил на это внимание и проанализировал высказывания в СМИ, и даже пообщался в Норвегии по данной теме. Значит, он действительно пытается разобраться в сути. Но как было бы хорошо, если бы эта несостоявшаяся сделка была проанализирована на фоне прочих заключенных договоров Севмаша и «Звездочки» в исторической ретроспективе! Разве по другим коммерческим заказам северодвинских верфей не было провалов и срывов сроков? Были и есть, и, к сожалению, это стало «нормальной» практикой, даже стилем работы.
В свое время руководство ставило мне задачу так: найти заказчика, заключить с ним контракт, а там посмотрим. А дальше? А дальше - куда, мол, заказчик денется?! Потом разберемся. А потом заказчик начинал нервничать, переживать, писать письма…
О прибыльности заказов. Известно, что «Звездочка» несколько лет назад заработала при строительстве океанской яхты, и, как было не раз сказано ее руководством, появились планы сотрудничества в строительстве яхт. Но яхта построена в единственном экземпляре и, насколько я знаю, построена в убыток предприятию. При этом проблем с ее строительством не было. Наверное, потому, что строительство контролировали уж очень важные люди. А здесь «Odfjell», норвежцы, у которых печально известная в России «система откатов» не приветствуется. Поэтому вполне допускаю, что у определенных людей просто не было заинтересованности. Вот и затабанили процесс.
Имея определенный опыт в общении с иностранными заказчиками и в расчетах цены на судостроительных предприятиях, я задаю себе вопрос. Неужели (по слухам) строящиеся сейчас яхты океанского класса на Севмаше столь прибыльны? Скорее всего - нет! Тогда, быть может, есть определенная заинтересованность? Тогда в чем она? И почему другие ведущие мировые судовладельцы не размещают свои заказы на северодвинских верфях? Пресс-службы заявляют: мы лучшие предприятия судостроительного комплекса России. Лучше сначала сравнили бы себя с «Samsung Heavy Industry» или HDW по показателям производительности труда на одного работающего. Это было бы честнее, правдивее.
К слову, с авианосцем «Горшковым» опять та же картина - заказчик виноват. Мы-то ведь, оказывается, просто ошиблись, а это он уж так долго упирался, не соглашался с увеличением цены. А систематическое отставание по срокам строительства платформы «Приразломной»? Здесь будто бы на недостатке рабочих сказалась известная «демографическая яма», а предприятие снова не при чем.
Вернусь к химовозам «Odfjell». Уже сказано, что Севмаш их достроит за свой счет и выставит на свободный рынок. А средства для этого откуда возьмутся? Какое подразделение на Севмаше будет заниматься продажей судов? Отдать их отделу сбыта – смешно. И, кстати, почему же «Звездочка» не может уже лет пять продать почти достроенные траулеры проекта 50010? Они стоят мертвым грузом на предприятии. А тут, мол, Севмашу стоит лишь только кинуть клич, так и от покупателей отбоя не будет?!
У меня нет предвзятого отношения ни к Севмашу, ни к «Звездочке» – я сам их выходец, долго на них работал. Но я сам себя спрашиваю: какой же заказчик нужен нашим предприятиям, чтобы всем зажилось хорошо? И вывод: нам нужно самим меняться. Ведь если ты меняешься, значит, пытаешься достичь поставленной цели».
На письмо Обозревателя ответил Игорь:
«В целом, все у вас правильно. Дополню насчет «самим меняться». Еще в 1997 году мне в частном разговоре один из менеджеров «Bank of Finland» сказал по поводу возможности сотрудничества с российскими предприятиями: «Увы, но надо ждать смены поколений ваших управленцев. Нынешние в принципе не могут думать категориями цивилизованной рыночной экономики». Похоже, он был прав. До сих пор мало что изменилось».
Следом последовала реплика анонимного читателя:
«Игорь, боюсь, в России не может быть этой самой «цивилизованной рыночной экономики» вместе со всеми ее категориями и новыми управленцами. В обозримом будущем, по крайней мере. Шанс бездарно потерян в начале девяностых, когда новые экономические порядки устанавливались полубандитским образом при полном попустительстве, а может, в чем-то даже с подачи некоторых федеральных правителей. Ни при какой рыночной системе мелкие жулики не смогли бы стать владельцами футбольных клубов в зарубежных странах, владельцами эскадр из мегаяхт, а также тому подобных, извините, яиц Фаберже. Это объясняется тем, что изначально все было распределено и «распилено» не только не по понятиям социальной справедливости, но и не по законам цивилизованного рынка».
Подготовил Олег АНДРЕЕВ
От редакции
Мы оставляем приводимые выше суждения читателей без своих комментариев. На наш взгляд, в них есть определенные, скажем конкретнее – скептические и критические точки зрения. Возможно, они и не бесспорны. В таком случае мы готовы опубликовать и мнение оппонентов, поскольку убеждены - обсуждение проблем, болевых точек современного менеджмента и производства в любом случае полезнее замалчивания таковых. Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!