Посмотреть на французское диво у набережной Шмидта пришли тысячи питерцев. Ноябрь 2009 года. Фото «Корабел.ru» |
Выходит, «Мистралем» наш главкомат ВМФ становится кормой к российскому судострою? Фото «КС» |
Каждый в свою дуду
«Так почему же надо покупать? – спрашивает автор. - Ответ прост: никто нашей промышленности такой корабль никогда не заказывал. Поэтому нет задела, нет проекта, нет комплектующих - нет и корабля. Как так могло получиться, что при наличии военных НИИ, главного штаба ВМФ, Генерального штаба, программ военного кораблестроения и разных громких слов необходимость в таком объекте возникла «вдруг»? С какого перепугу возникла необходимость отдать баснословные деньги чужим конструкторам и рабочим, вместо того чтобы озадачить пока еще живую, хоть и сильно больную, собственную оборонку?» О целесообразности приобретения рассуждает в «Русском обозревателе» Эрвин Лангман: «Это корабль «проекции силы» в локальных конфликтах. Он способен обеспечить присутствие группировки морской пехоты с авиационной поддержкой на удаленном ТВД. Он также подходит в качестве флагмана соединения для миротворческих задач или «демонстрации флага», в качестве базы или госпиталя в зонах ЧС. Насколько важны эти его функции для России? Первое. Россия сейчас повышает активность в океане, проводит операции у побережья Сомали. «Мистраль» намного больше подходит, чем посылаемые туда Россией БПК и фрегаты. Второе. Флагман соединения — «Мистраль» в настоящее время избыточен уже потому, что у России остро не хватает кораблей, которыми с «Мистраля» могли бы управлять. Третья функция могла бы оказаться полезной для постоянного оказания помощи жертвам катастроф на океанских побережьях. Пока же подавляющее большинство ЧП в России происходит на территориях, удаленных от морей. Покупать же корабль, чтобы гонять его по наиболее подверженным природным катаклизмам регионам мира, вряд ли целесообразно».«Рогов» - не хуже
Точки зрения российских экспертов на «Mistral» разделились как в оценке его тактических данных, так и в оценке стратегии в целом. Причем «за» высказались ныне действующие адмиралы. Но, уйдя в отставку, обычно они начинают «петь совсем другим голосом». Резко «против» высказался бывший начальник главного штаба ВМФ Валентин Селиванов: «Чушь полная! Мы начали строить крупные десантные корабли еще в середине 70-х. Первый корабль такого класса «Иван Рогов» вошел в состав флота в 1978 (!) году. Создал «Ивана Рогова» завод «Янтарь» в Калининграде. Я его хорошо знаю. По боевым возможностям он сопоставим с «Мистралем». Разговоры о закупке иностранных кораблей вредят репутации российского судостроения. Кто закажет нам корабли, если мы сами намерены покупать их за рубежом?» С адмиралом солидарны и некоторые генералы. Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов: «Это корабль прогулочного типа, он не военный, он не защищен средствами ПВО и противокорабельной обороны. На вопрос о необходимости такого корабля для российского флота внятного ответа так и не получено. И вообще непонятно, для чего нужна такая политика». Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования: «Mistral» абсолютно не предназначен для проведения десантных операций, о которых в обосновании покупки заявляет Мин¬обороны РФ. Тогда зачем? Тем более этот корабль предполагает натовское оборудование. Видимо, кто-то из наших чиновников получил большой откат». Непонятна позиция верхов нашей власти. Так, премьер Владимир Путин сказал, что «ставка при обеспечении оборонодостаточности и обороноспособности страны будет сделана на отечественную оборонную промышленность», а также - «Россия для обеспечения своей обороноспособности не нуждается в закупках за рубежом». Вице-премьер Игорь Сечин заявил, что Россия может вместо покупки французского вертолетоносца построить аналогичный корабль. И добавил: «Этим могла бы заняться ОСК». Тогда кто же затеял этот сыр-бор?Ломать – не строить
Активно обсуждалась тема и в Интернете. Для полной картины стоит процитировать несколько высказываний. Borys: «Я вижу проблему в том, что советская оборонка, при всех ее достижениях, была мало связана с гражданским производством и еще меньше с законами экономики, которые действуют независимо от системы. А «Mistral» по-своему хорош. Тем, что прост и относительно недорог. Его наверняка строили на обычной гражданской верфи. Это корабли нового мирового порядка. Они рассчитаны не на войну, а на миротворческие и антитеррористические операции в странах третьего мира. Россия в них будет участвовать. Может, хватит нам быть самыми-самыми, а просто делать добротные и качественные вещи и корабли?!» М. Францев: «Судостроение - отрасль, определяющая интеллектуальное и технологическое развитие общества. Страна, неспособная создавать корабли, самолеты и ракеты, не способна проводить самостоятельную политику в мире. Это - аксиома. И этой возможности нас пытаются лишить. В 1991 году ликвидировали все союзные министерства, которые аккумулировали порядка 90% собственности, интеллектуальных кадров, структуры управления, снабжения и сбыта. В начале 90-х отменили ГОСТы - стандартизацию, становой хребет технологий. В начале 2000 года в журнале «Экономика и организация промышленного производства» была опубликована статья деятеля АН СССР, члена комиссии по переговорам с «заокеанскими партнерами». Он рассказывает, как в 1994 году они убеждали своих визави в катастрофических последствиях для страны в случае уничтожения технического образования советского образца. Тщетно. Сегодня последствия видны невооруженным взглядом». Юрий Пивкин: «Это неудивительно. Сначала «слуги народа» пересели на очень дорогие иномарки под свои же заявления о спасении отечественного автопрома, теперь - под болтовню о возрождении ВМФ - убивают кораблестроение как системообразующую отрасль, нагло и цинично. Есть в аргументах «за» лукавство. Даже если строить у себя втридорога, то в этих деньгах все равно присутствует составляющая зар¬платы наших работников, а через налоги - пенсий пенсионеров. Если же покупать за границей задешево, то там будет составляющая зарплаты их работников и пенсии их пенсионеров. А куда же наших-то девать?» Николай Семенов: «В начале 90-х Китай закупал разработки СССР и сейчас советскую систему стандартов у себя воспроизводит. Свой Су-27 они уже создали. В лице «Варяга» они приобрели готовый натурный стенд. Китай сделает такой качественный скачок, какой нам не сделать уже никогда. Глядите шире, господа. ГОСТы, ОСТы, прочие нормативные документы - это целая структура, система научно-технических знаний. По ним учились и учатся. Систему порушили тщательно продуманной диверсией. Теперь Запад и США спят спокойно, место России - на задворках. Так и будем по ТВ обывателям-глупышам чушь пороть про нанотехнологии и модернизацию». Алексей Рыбаков: «В «Mistral», с точки зрения корабела, ничего выдающегося нет. С технологической стороны верфи все равно, что строить, - военный корабль или гражданское судно. То же касается и проектных организаций. Дело в другом: под соусом обеспечения национальной безопасности введут режим секретности. Следствие его - полное отсутствие информации (не для забугорных), которое породит миф об уникальности проекта. Итогом станет «доение» госбюджета, практически не контролируемого. Отсюда и создание различных ОСК, цель их – «правильно» поделить бюджетные деньги». Юрий: «О приоритетах государства. Сравним бюджет строительства верфи на Дальнем Востоке и строительства Охта-центра. Последний перевешивает в два раза, причем и работы уже идут. Думаю, все понятно: правительство целенаправленно закапывает нашу оборонку». Антон Чечуков: «У меня создается впечатление, что «Мистраль» - это некая красивая игрушка. Было бы более или менее понятно, если бы закупали новый корабль, который себя зарекомендовал и уже вписался в имеющуюся структуру военно-морских сил и принципов их действий. В общем, наши военные развлекаются в свое удовольствие. Им проще закупить весь флот за рубежом. Может, еще и командование там же нанять? О кораблестроении. Проповедуется деятельность ОСК - якобы все крупные верфи сложены в один ящик. «Ящиком» теперь трясут как доказательством крутости и развитости, а то, что верфям нужна реальная поддержка, воссоздание структуры производства, забыли».Кстати
О возможной судьбе «Мистраля» 63,9 процента опрошенных военно-морским сайтом Navy.ru россиян ответили однозначно: «В России сгниет у причала».Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта