Геннадию Яковлевичу Сорокину – известному корабелу Севмаша, ныне председателю городской организации ветеранов подразделений особого риска - завтра исполняется 75 лет. Есть повод рассказать, как в судьбе его встретились и по-своему отыгрались три стихии. Первая – Море, вторая – Небо, а третья – рукотворная - ядерная энергия.
Фото Владимира Ларионова
ПЕРВАЯ его попытка повенчаться с Морем оказалась неудачной. Паренек из Верхней Тоймы просто опоздал подать документы в Архангельский морской техникум. Было это после войны, а до этого – детство в Нарьян-Маре, куда увез семью отец – бухгалтер Роспотребсоюза Яков Сорокин, следом явилась на порог война, пришла похоронка, заболела мать, пришлось вернуться в двинские пенаты...
Геннадий поступил в ремесленное училище Молотовска, окончил, получил разряд и направление – в цех 9, а с ним и путевку на корабли, то бишь в море. Трудился он на эсминцах, потом на крейсерах, и казалось, что стезя корабела его прямая и четкая. Не тут-то! Слесаря-монтажника Сорокина призвали служить без всякой оглядки на морской стаж и опыт – в авиацию.
Так неожиданно ворвалось в его жизнь Небо. И первое объятие с ним тоже было неожиданным, когда прыгали с парашютом: шагнул из кабины Ли-2, тут же - удар воздуха в лицо, хлопок парашютного купола, рывок строп и… радостное ощущение свободы, какое трудно передать…
Он летал на первых реактивных дальних бомбардировщиках Ту-16. В воинском билете значилось – командир огневых установок. Поначалу часть базировалась в Эстонии, потом они перелетели на север. Эскадрилья погоды – так их называли. Но это только такое название. В бомболюках его «тушки» – шесть специальных фотоаппаратов – вовсе не для съемки погодных явлений. Не за циклонами их бомбардировщик над Атлантикой гонялся. Впрочем, Атлантикой полетные задания не ограничивались – то смиренно вздыхал, то гневно бушевал под крыльями и Ледовитый океан.
Летали часто и далеко. О многом можно сейчас вспомнить, и не только о диковинных красотах и пространствах, но и о драматической прозе, например, о том, как, застигнутые буранами, «куковали» на Земле Франца-Иосифа и на Диксоне, или как шли на посадку с заглохшими двигателями… Но главная драма дожидалась на Новой Земле, где в ту пору громогласно заговорил ядерный полигон. Под крылом своего самолета видел летчик «эскадрильи погоды» Геннадий Сорокин рукотворные атомные циклоны, разрушительную мощь ядерной стихии. И, конечно, не думал тогда, что в дальнейшем не раз доведется пользоваться уже обузданной энергией расщепленного атома, причем возвратившись к стихии первой – к Морю.
У него был выбор, с какой стихией родниться дальше – с Небом или с Морем? Служил Сорокин отлично, был на хорошем счету, ему предлагали остаться в авиации, но Море пересилило. Он вернулся в Северодвинск, на Севмаш, и здесь, как говорится, прошел «по механической части» всю служебную лестницу. Были в его трудовой биографии многие атомные лодки – он их строил и сдавал флоту. А завершил Геннадий Яковлевич свою карьеру корабела ответственным сдатчиком «Дмитрия Донского» после его принципиальной модернизации.
Корабел, летчик, испытатель ядерного оружия, испытатель кораблей – вот сколько ипостасей было у Геннадия Сорокина! А еще в 2003 году он возглавил общественную работу северодвинской организации ветеранов подразделений особого риска, и это тоже можно считать еще одной качественной вехой его биографии.
Завтра Геннадия Яковлевича поздравят с днем рождения и моряки, и корабелы, товарищи ветераны по труду и по оружию. Присоединяемся к ним и мы – журналисты «Корабельной стороны» и «Вечернего Северодвинска».
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!