Минувшая неделя вновь обратила на себя внимание событием, основным лейтмотивом которого стало предстоящее освоение Штокманского месторождения. Речь о I Мурманском международном экономическом форуме.
Мурманск, до сих пор считавшийся вотчиной рыбаков и военных моряков, с видимым удовольствием примеряется к новой для себя роли – роли арктической столицы нефтегаза. Об уровне притязаний самого большого заполярного города России красноречиво говорит размах, с которым правительство области организовало прошедший форум. Формат специализированной выставки «СЕВТЭК», которая проводится в пятый раз, уже не смог охватить широты ожидающих регион перемен, и правительство Мурманской области радикально его пересмотрело. В новом облике выставочная часть стала лишь дополнением к проведенной в рамках форума международной конференции «Освоение шельфа: шаг за шагом».
И пусть в программе обсуждений встречалась и рыбопромысловая, и лесохозяйственная тематика, особых иллюзий по поводу доминирующего на форуме интереса никто из участников не питал. «Газпром», «Статойл Гидро», «Тоталь», «Роснефть», «Штокман Девелопмент АГ» - даже беглый взгляд на перечень участников давал понять, что векторы практически любой дискуссии, будь то сотрудничество в Баренц-регионе или поддержка малого бизнеса, были сориентированы в одном направлении. В шестистах километрах от места проведения форума под толщей вод Баренцева моря скрываются миллионы кубометров газа Штокманского газоконденсатного месторождения, разработка которого должна поставить окончательную точку в старом споре Мурманска и Архангельска о том, кто из них является «воротами в Арктику». И что-то подсказывает, что нашему областному центру на победу в этом споре рассчитывать, увы, не приходится. Глядя на миллиардные инвестиции Штокмана, ожидающие экономику и инфраструктуру Мурманской области, Архангельску остается только позавидовать.
Можно понять руководство Мурманской области, исповедующее прагматичный подход к открывающимся возможностям. Кольская власть постарается максимально использовать потенциал собственного региона, прежде чем допустит к «штокманскому пирогу» компании из других российских областей. Во всяком случае, надо ожидать, что административный ресурс мурманской власти составит одно из весомых конкурентных преимуществ для местных предприятий.
«Звездочка», как это ни странно, чужой на этом празднике жизни себя совсем не чувствует. И на то есть свои резоны. В заполярном судостроении северодвинская верфь занимает особое положение. Два крупнейших отраслевых предприятия Мурманской области – СРЗ «Нерпа» и СРЗ-35 уже являются филиалами Центра судоремонта. Судоремонтные заводы в Полярном и Росляково, по-видимому, ожидает та же судьба. Таким образом, весь мурманский судострой, за редким изъятием, сосредоточится под маркой «Звездочки». Вольно или невольно, но с таким положением северодвинского предприятия придется считаться всем. Ведущие зарубежные судостроительные компании, намеревающиеся участвовать в проекте, такое особое положение «Звездочки» уже отметили рядом предложений о кооперации. Важные переговоры с потенциальными партнерами по работе на Штокмане предприятие провело еще в сентябре в ходе RAO/CIS Offshore - 2009.
Подписанных контрактов прошедший в Мурманске форум «Звездочке» не принес. Но, откровенно говоря, не за ними и ехали. Тендеры, которым предстоит распределить «штокманский пирог», еще впереди, и подготовка к участию в них идет своим чередом. Выражаясь военно-морской терминологией, участие «Звездочки» в мурманском форуме можно расценивать лишь как своеобразную демонстрацию флага. Тем не менее это не снижает ценности представительства Центра судоремонта на берегах Кольского залива. Свидетельством того, что демонстрация достигла своих целей и в Мурманске считают «Звездочку» своей, стал диплом выставки «СЕВТЭК-2009». Символичным стало и то, что из множества интервью, данных участниками форума, в эфир местных телекомпаний попало выступление заместителя начальника отдела гражданского судостроения «Звездочки» Владимира Витязева. Ключ от мурманских дверей у ягринской верфи есть, переговоры о кооперации с иностранными компаниями развиваются успешно, а это значит, что на Штокмане должна появиться морская техника с маркой «Сделано «Звездочкой».
Евгений ГЛАДЫШЕВ Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!