По сообщению China-defense.blogspot.com, близ города Ухань китайская судостроительная корпорация при инженерной поддержке местного 701-го проектного института ведет строительство полномасштабного макета тяжелого авианесущего крейсера «Варяг».
Трагический момент для корабелов-патриотов – «Варяг» ведут через пролив Босфор, 2001 год. Фото из архива Олега Химаныча
Судя по фотографиям, которые западным корреспондентам удалось сделать с почтительного расстояния, макет хотя и сооружается 1:1 и даже предполагает наличие взлетного трамплина, скорее всего, все же не рассчитан для проведения полетов палубной авиации. Макет послужит для другого рода подготовки летного и технического персонала будущего корабля.
После некоторой паузы, которую некоторые аналитики расценили как следствие шока, 19 октября тему «копирования» российского корабля китайскими корабелами продолжило агентство ИТАР-ТАСС. Ранее СМИ сообщали о намерении Китая обзавестись собственными авианосцами, сейчас же из уст специалистов прозвучали более конкретные сведения: «По своей конструкции они будут идентичны российскому тяжелому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов» или же «Варяг».
Советский «Варяг» в Даляне, 2007 год. Фото из архива Олега Химаныча
Зачем же, по мнению экспертов, нужен такой макет? Чтобы при строительстве головного авианосца учесть множество технических нюансов, провести целый ряд расчетов и изысканий, связанных с установкой и настройкой радиолокационного и другого оборудования, прокладкой кабельных трасс и других коммуникаций. Говорят, что сама постройка будущих кораблей (запланировано иметь два таких авианосца) будет вестись на верфи в Шанхае.
Ни для кого не секрет, что в последние годы китайцы проявляли большой интерес и активно изучали различные типы авианосцев. После распада СССР Китай приобрел несколько советских тяжелых кораблей – авианесущие крейсера «Минск», «Киев» и фактически ударный авианосец, хотя и недостроенный – «Варяг». Более того, Украина не только продала Китаю «Варяг» всего за 20 млн долларов, но и предоставила пакет технической документации к нему. Первые два корабля в наши дни служат туристическими аттракционами в городах Шэньчжэнь и Тяньцзинь. А вот на стоящем в Даляне «Варяге» китайцы даже провели ряд работ, якобы для того чтобы впоследствии иметь возможность проводить на корабле тренировки своих пилотов. К слову, что касается собственной палубной авиации, китайцы уже создали такие самолеты, и тоже взяв за основу бывшие советские машины - российский истребитель Су-33 и украинский Т10К.
Однако если китайцы и в самом деле намерены «скопировать» российский авианосец, возникает вопрос юридической правомерности, поскольку подобные действия являются нарушением двустороннего соглашения об охране интеллектуальной собственности, подписанного Россией и Китаем на заседании межправительственной комиссии по ВТС в декабре прошлого года.
Олег АНДРЕЕВ Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!