Точно не помню, откуда это: «Как вы лодку назовете, так она и поплывёт…». Кажется, Андрей Некрасов вложил такие строки в уста одного из своих литературных героев. Как часто водится за поэтами, в них есть преувеличение, но полностью отрицать связь между наименованием корабля и его судьбой не стоит. Таковую отмечали издревле, хотя и далеко не каждого корабля это касалось.
Первым кораблем, который вынес имя города в океан, был крейсер «Молотовск». Фото из архива Олега Химаныча
ИЗ ТОГО ЖЕ контекста много веков и повсеместно проистекали не только традиции имянаречения кораблей и судов, но и формировалась особая субкультура взаимоотношений на стыке «корабль и человек». Позднее, уже в советское время, например, родилась идея шефства. Причем «опекать» корабли брались не только отдельные коллективы или организации, но с конца прошлого века и целые города, вернее, их руководство, администрации. Практически каждый областной, а в иных случаях и города районного масштаба имели на российском флоте свой «именной» корабль, надводный или подводный. Это очень хорошее правило, и, к счастью, оно было и пока остается.
Речь поведем об особом случае, который предоставлен нашему Северодвинску историческим раскладом. Особом уже потому, что именем нашего города корабли называли не так уж и часто. Сначала был «Молотовск» - легкий артиллерийский крейсер проекта 68-бис, корабль-красавец, построенный на наших стапелях, позже переименованный в «Октябрьскую революцию» и служивший последние годы на Балтике. Но то – «Молотовск». А «Северодвинск»? Носил на своем борту имя нашего города морской сухогруз-лесовоз среднего тоннажа, были промысловый траулер и крупного водоизмещения сельдяная база, а дальше суда меньшего порядка – автомобильный паром проекта 722, кстати, построенный на том же заводе № 402, различные речные теплоходы, буксиры и катера – в целом их тоже можно пересчитать по пальцам.
Сегодня в эллинге Севмаша готовится к выводу ответственный заказ – атомная лодка, которая откроет серию принципиально новых кораблей IV поколения – проекта 885 «Ясень». В международном классификационном перечне морских вооружений лодкам уже присвоено кодовое наименование «Granay», а то, что у головного корабля серии уже есть имя – «Северодвинск», между прочим, утвержденное в документах главкомата ВМФ, – факт совершенно справедливый, ибо нет в России иного города, который бы дал флоту столько подводных атомоходов.
Об этом на прошлой неделе мы говорили с начальником отдела по связям со СМИ Михаилом Старожиловым буквально через полчаса после того, как в нашей редакции с журналистами встречался руководитель городской администрации Михаил Гмырин. Тогда же и прозвучала осторожная идея шефства Северодвинска над упомянутой головной подлодкой проекта 885, точнее, над ее экипажем. Осторожная потому, что меньше всего хочется, чтобы заключенный договор о помощи стал чисто формальным. Такие примеры, к сожалению, тоже в ходу. Конечно, для полноценного шефства время сегодня не совсем подходящее по причине повсеместного урезания бюджетов, и здесь нужно все взвесить. Думается, однако, и со стороны военных моряков должно быть понимание реальных возможностей города – чтоб без обид. И все же…
Михаил Аркадьевич, у прежнего руководства города не то чтобы руки до подобных вещей не доходили - такое впечатление, присутствовало нарочитое неприятие дел морских и корабельных. Само по себе, при наличии тех же подшефных подлодок Северного флота («Воронеж», «Орел», «Курск», «Брянск», «Тула», «Новомосковск» и прочих), к тому же и созданных в Северодвинске, выглядело это все странно, даже чудаковато, ведь мы, северодвинцы, не в среднеполосной России живем. Вы, Михаил Аркадьевич, вчерашний корабел, чья многолетняя профессиональная и общественная деятельность связана с нашими верфями. Потому и обращение к вам – возьмите идею или предложение о шефстве над АПЛ «Северодвинск» на серьезную заметку. Возможно, для начала этот вопрос следует обсудить с уважаемыми горожанами на созданном вами общественном консультативном совете, обязательно выслушать на сей счет мнение депутатов. И главное, о чем не помешает каждому в этой связи вспомнить: кризисы приходят и уходят, а история, которая не с нашим рождением началась, после нас не закончится.
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк, зам главного редактора, член Союза писателей России (тел. 50-80-12) Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!