Хороший финал «холодной войны», или «Глобальное партнерство» в действии
Программа «Глобальное партнерство», провозглашенная в 2002 году на саммите стран «Большой восьмерки» в канадском Канаскисе, направлена против распространения оружия и материалов массового поражения. Одна из ее составляющих - программа ликвидации ядерного наследия в странах бывшего СССР.
Фото Марса Биктимирова
О ТОМ, как она реализуется на «Звездочке», мы говорим со старшим менеджером программы, заместителем директора по спецпроектам МИД и министерства торговли Канады Рикардом Кервином.
Р.К. Благодаря опыту наших американских коллег, которые начали работать со «Звездочкой» еще десять лет назад, нами в ходе совместной работы было подписано и реализуется шесть двусторонних договоров. Благодаря этому двенадцать АПЛ утилизировано, а из реакторов еще двух лодок выгружено отработавшее ядерное топливо. Думаю, это неплохой результат, поскольку тем самым мы улучшили экологическую ситуацию в Северо-Западном регионе и обеспечили безопасность как природной среды, так и людей.
Авт. Но лодки с отработавшим ядерным топливом на борту – это проблема не только нашего города или страны, но и мира в целом.
Р.К. Конечно. Помните, как называется наша программа? «Глобальное партнерство». Толчком к ее принятию послужили трагические события 11 сентября 2001 года, произошедшие в США. На следующий год Канада и Россия (они были сопредседателями «Большой восьмерки») выступили с инициативой оказать помощь России в решении поистине глобальных проблем, связанных с выгрузкой топлива и утилизацией порядка 200 выведенных из строя подводных лодок. К следующему году эта проблема, в принципе, будет решена, благодаря, во-первых, усилиям самой России, а во-вторых, помощи мирового сообщества в рамках программы «Глобальное партнерство».
Авт. Но ведь у программы есть и иные аспекты…
Р.К. Говоря о них, следует упомянуть уничтожение химического оружия, что, безусловно, является также большим вкладом в решение экологических проблем. Следующее направление – уничтожение биологического оружия, а еще одна часть программы направлена на обеспечение ядерной и радиационной безопасности, и реализуется она в основном на комбинате «Маяк» в Челябинской области. Хотелось бы напомнить также о еще одной составляющей – переподготовке и перепрофилировании ученых и специалистов, занятых в военной сфере.
Авт. В свое время северодвинцы возлагали большие надежды на помощь мирового сообщества в решении очень важной проблемы – восстановлении ягринского моста. К сожалению, надежды эти не оправдались.
Р.К. Мы про этот мост знаем и, более того, постоянно обсуждаем эту тему с Европейским банком реконструкции и развития и комитетом «Ядерного окна». Канада внесла в программу «Северное измерение» ЕБРР порядка 30 миллионов долларов. К сожалению, несколько лет назад было принято решение не финансировать этот проект. В рамках же своего проекта, для того чтобы быть уверенными в том, что можем безопасно перевозить по мосту эшелоны с отработавшим ядерным топливом, мы постоянно проводим обследование моста с привлечением независимых экспертов. Пока его состояние, по их данным, опасений не вызывает. Однако нам предстоит провести выгрузку и затем транспортировку отработавшего ядерного топлива с лодок класса «Дельта» и «Тайфун». Конечно, мы снова проведем экспертизу моста. Вопрос его реконструкции с повестки дня не снимается. В самое ближайшее время директор программы «Глобальное партнерство» от Канады предполагает встретиться с представителями Росатома и обсудить, какую конкретную поддержку надо оказать, чтобы сдвинуть решение этой проблемы с мертвой точки.
Авт. Господин Кервин, какую оценку вы поставили бы десятилетнему сотрудничеству наших стран в деле ликвидации наследия «холодной войны»?
Р.К. Я думаю, что вместе со «Звездочкой», Росатомом и нашими российскими коллегами мы проделали огромную работу в этом направлении. У большинства из нас за плечами военное прошлое, во время «холодной войны» мы были если не противниками, то уж соперниками точно. И то, что сейчас мы союзники, коллеги и даже друзья, это и есть самый лучший финал «холодной войны». А «Звездочка», да и весь Северодвинск стали для нас домом вдали от дома.
Авт. Какое впечатление производит на вас Русский Север?
Р.К. Я уже несколько дней нахожусь в Северодвинске. Успел застать здесь лето. Меня это очень радует, потому что у нас в Оттаве очень холодно, идут дожди и лета практически не было. Когда я отправлялся сюда, родные просили привезти хотя бы кусочек лета. В июне застали белые ночи (эти слова он произнес по-русски. – Л.Ш.). Были очень восхищены, поскольку у нас в Канаде такого нет. Мы гуляли по набережной, пили пиво, ели шашлыки – здорово.
Авт. Современные развлечения – это не самое лучшее, чем способен покорить Русский Север.
Р.К. Согласен. Просто у нас очень мало времени, а работы много. Но надеемся, что у нас еще будет возможность многое здесь посмотреть. Я всегда с большим уважением относился к русской культуре и русскому языку. И почти 60 лет пытаюсь его выучить. Надеюсь, в течение следующих шестидесяти мне это удастся. Конечно, хотелось бы восполнить некие пробелы и посетить, например, концерт классической музыки.
Авт. Господин Кервин, поделитесь, пожалуйста, планами дальнейшего сотрудничества с Россией, и нашим предприятием в частности.
Р.К. Я уже говорил, что нами реализованы несколько исполнительных договоренностей со «Звездочкой». Сейчас также ведем переговоры, обсуждаем возможность заключения новой исполнительной договоренности, по которой канадская сторона профинансирует выгрузку отработавшего ядерного топлива с подводной лодки класса «Тайфун». Эта лодка и будет как раз
16-й. Таким образом, к следующему лету объем выполненных работ составит около 140 миллионов канадских долларов. Сумма весьма ощутимая. Кроме того, в следующем году Канада будет председателем в «Большой восьмерке», и мы надеемся, что сможем использовать это, чтобы выступить с инициативой о продолжении сотрудничества на следующие десять лет. Почему десять? Программа «Глобальное партнерство» рассчитывалась тоже на десятилетие. В 2012 году она завершится, и уже сейчас у многих возникает вопрос: а что дальше? Так что, думаю, слезы, которые мы, несомненно, прольем при расставании в будущем году, в самое ближайшее время превратятся в слезы радости от новой встречи.
Беседовала Людмила ШУРЫНДИНА Поделиться с другими! Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям! Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!