19 сентября прошлого года. Гостиница «Волна». Академик Ковалев с интересом знакомился с новинками северных издательств. Фото В.Ларионова |
Не квартирант – Почетный гражданин
«Волна» - это северодвинский дом Сергея Никитича, точнее – бытовое его представительство. Впервые он приехал на главную нашу верфь в конце 1958-го, когда о Севмаше не слышали – был завод № 402, который строил первые атомные лодки. Главному конструктору ракетоносцев 658-го проекта Ковалеву, между прочим, было от роду всего 39 (!) лет. Поначалу Ковалев жил в обычном рабочем общежитии и в отдельный номер переехал, «лишь когда за-служил авторитет у директора завода Евгения Павловича Егорова». Такие бытовали порядки. А потом счет его командировкам стерся быстро – корабли закладывали и строили на потоке. Далеко не каждому довелось квартировать в нашем городе как Ковалеву. Так что звать его нашим земляком можно в бытовом смысле, по меньшей мере, наполовину, а во всех остальных – Сергей Никитич более чем стопроцентный северодвинец: он Почетный гражданин города. По праву.Удивит любого
В тот вечер, когда мы напросились к нему в гости, Сергей Никитич выглядел усталым. Перед этим он вернулся с морей, днем состоялось заседание госкомиссии по печально известной «Булаве», которое, ясное дело, бодрости не прибавило. Однако назначенной встречи Ковалев не отменил. Была у нас приятная миссия – вручить ему свежеиспеченную по тому времени книгу-альбом «Город мой молодой». Вручили. Сергей Никитич книгу не пролистал отстраненно, а внимательно, я бы даже сказал, аккуратно посмотрел, всю – формальностью наш подарок для него не стал. Так вот подтвердилось слышанное мною не однажды – поверхностных знаний Ковалев не терпит, в любой, даже непроизводственный вопрос вникает, и нет у него мелочей. Добавлю к характеристике Почетного гражданина Ковалева еще пару высказываний горожан, работавших с ним в разные годы: «Удивит любого широтой знаний, укладом мысли, ясностью памяти», «Даже в солидном возрасте Сергей Никитич не чурается профессии, морских дел, в прошлом году, между прочим, ходил в море на «Дмитрии Донском». Дай Бог ему и дальше оставаться при здоровье и своих уникальных качествах». Я же хочу сказать еще вот о чем. Человек большого ума и дела академик Сергей Ковалев всегда держался вне политики. Профессионалу такого масштаба в политизированной донельзя стране такое редко удается. Ковалеву удалось. Вместе с тем, зная суждения Сергея Никитича по поводу общественных событий в постсоветской России (с таковыми многим рекомендую ознакомиться, прочитав его воспоминания), готов говорить об академике Ковалеве как о настоящем гражданине и патриоте. Быть вне политики ему удалось, но жить отстраненно в измученной стране этот совестливый человек себе не позволил.«О том, что есть и было…»
Три года назад Сергей Никитич написал книгу своих воспоминаний. Как следует из предисловия, несколько неожиданно для самого себя. Мемуары писались всегда, хотя и с разной степенью читабельности. В наши дни российская чиновная братия с характерным косноязычием типа черномырдинского, «дабы глупость не была видна», вербует под свою фамилию на оболожке «литературных правщиков» и прочих «записывателей». В итоге получаются байки о той жизни, которую хотел бы прожить «белый и пушистый» автор, к тому же еще и грамотный. Однако нас, кто ежедневно работает с текстами, на подобной мякине не проведешь. Так вот, безо всяких сомнений, свою книгу Сергей Никитич Ковалев написал сам, и получилась она замечательной. Хотя название, и это на мой взгляд, вышло непритязательным – «О том, что есть и было…». У академика Алексея Николаевича Крылова, ярчайшей звезды русского кораблестроения, книга называлась и того проще – «Мои воспоминания», однако и ее тоже должно отнести к тем, которые будут читать-перечитывать мыслящие люди разных поколений и в любые времена. Выходит, название книги – дело третье. А что касается содержания, то вот какая мысль первой приходит после прочтения упомянутых воспоминаний: есть две яркие равнозначные личности в кораблестроении – Алексей Крылов и Сергей Ковалев. Общего в их работе, в преданности к делу и даже в линиях жизни и характерах отыщется много, но более всего их роднит человеческая мудрость. Такие люди непременно притягивают, и у меня есть большое желание встретиться с Сергеем Никитичем еще раз. Есть и его предварительное на то согласие. Жаль, что обстоятельства отодвигают эту встречу.Корабельная арифметика
Признаюсь, взявшись за повествование к юбилею Сергея Никитича, я изначально решил избежать упоминаний о конкретных его кораблях-детищах и рассказывать лишь о нем самом. Чтобы не частить с технической аббревиатурой, и чтобы не получилось «только о железе». Далось это не без труда. Хотя бы потому, что в рассказе о любом ковалевском проекте историк обязан отмечать – самый первый, самый большой, впервые в практике, уникальный, небывалый… О кораблях академика Ковалева мною написана книга, возможно, когда-нибудь найдутся деньги и она выйдет, а без «корабельной арифметики» мне, видно, не обойтись… Раньше мне как-то не приходила мысль сосчитать подлодки, созданные под началом Сергея Никитича, а недавно все же взялся: по ковалевским проектам только корабелы Севмаша дали жизнь 73 кораблям – такая цифра вышла – флот державы! И все они создавались на гранях самой передовой науки и техники. Верно, поэтому и становились они не только олицетворением Военно-морского флота, ныне разворованного и добитого на отстойных базах, но и реальным воплощением океанской мощи всего государства. И что бы ни говорили сейчас профессиональные гробокопатели ушедшей в небытие морской державы, как бы ни врали любители переписывать историю, для нашей страны это были не самые худшие годы, а для Северодвинска - лучшие. Спасибо, Сергей Никитич, за преданность идее, мастерство и труд - Ваш и Ваших соратников. Олег ХИМАНЫЧ, морской историкПоделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта