Несколько малоизвестных историй про известного фотокора Валентина Капустина. С Валентином Павловичем, дай Бог ему здоровья, мы знакомы 35 лет. Поэтому для меня он просто Валентин, Валя. В газету мы пришли почти одновременно, правда, он сразу в штат, а я четыре года хаживал во внештатниках. Но подружились мы сразу, несмотря на разный статус. Так и дружим по сей день, хотя по профессии и по жизни дороги наши то бежали вместе, то на время расходились, то пересекались снова…
С РЕПОРТАЖАМИ мы вместе обошли и объехали Северодвинск не один раз. Дело это у нас обоих в молодости осталось. Мне было интересно и поучительно с ним работать. Смею надеяться, что и ему со мной. Валентин не чурался никакой редакционной работы, брался за дело основательно, я бы сказал, с неспешностью мудрого человека и всегда был добрым товарищем.О Валентине, как и об артисте популярного телесериала, тоже можно сказать – его всякий знает. Ну, если не всякий, то полгорода точно – такая у него внешне видная профессия, с частой подписью под снимками в газете. Так что у меня задача - рассказать о нем как о профессионале и еще о том, что не всем ведомо, то есть необычное.Командир танкаКак-то в редакции на 23 Февраля женщины поздравляли мужчин и решили рассказать о каждом из защитников Отечества. Под секретом от «именинников» навели в военкомате о них справки и в так называемой официальной части мини-торжества, построив бывших служивых во фронт, стали зачитывать: этот там-то служил, этот там-то лямку тянул, этот там трубил… А Валентин Капустин у нас, оказывается, командир танка… Многие ахнули: вот ведь Валентин партизан какой, никогда и никому о своей командирской должности и специальности не рассказывал!Между прочим, за своим первым северодвинским сюжетом Валентин Капустин шагал с армейскими «знаками отличия». Послали его тогда к плотникам-бетонщикам, которые трубу ТЭЦ только-только строить начинали. Как легенда теперь – на первое свое задание от «Северного рабочего» Валентин пошагал в солдатской шинельке и кирзачах, он тогда только-только из армии дембельнулся…Персональный подходБудучи в штате единственной на известное время городской газеты, Валентин Капустин, образно говоря, переснял на пленку весь доступный ему Северодвинск. На закрытые заводы городскую прессу не пускали, к тому же там и свои многотиражки имелись. Так что «Северному рабочему» дозволялось снимать то, что было по эту сторону забора: стройку, ТЭЦ, Севдормаш, предприятия местной промышленности, КБО, леспромхоз, ну и все такое, без намека на корабли и флот. В результате Валентин запечатлел вся и всех, да еще и не по разу. Вот приходим однажды на Севдормаш с заданием - сделать репортаж о передовой бригаде. Бригадир: «Валентин! Мы уже три раза в газете были…» Валентин: «Ничего не знаю. У меня персональное задание», - и начинает бригадира увещевать. Долго так уговаривал, уговорил-таки, отснял, возвращаемся в редакцию, он вздыхает: «Скоро от меня и другие шарахаться будут».И точно ведь шарахались! Пришел он однажды на КСКМ. Уламывал, уговаривал будущего героя публикации, а тот ну ни в какую! Чем дело кончилось? Мужик - бежать, а Валентин (нельзя же редакционное задание сорвать) вдогонку. Это по ударным-то объектам КСКМ, где арматура, щебень да бетон! В общем, вернулся наш Валентин в редакцию, чертыхаясь, с… порванными брюками…Но это был случай исключительный, и в самом начале его карьеры. Умасливать Валентин умеет, здесь у него персональный подход, отточенный годами.Вернисаж на стенкеВ старой редакции «Северного рабочего», еще в деревяшке на Советской, 11, у Валентина была лаборатория плюс ее небольшой такой предбанник-прихожая. Многие штатники и внештатники любили проникать за ее темные шторы. Чтобы поглазеть. Дело в том, что в лаборатории, несмотря на множество фотопечатной техники, вешалок и калориферов для просушки пленки, пакетов сухих реактивов и бутылей с фотохимией разведенной, целая стена служила выставочным стендом. Валентин размещал на ней глянувшиеся ему снимки, свои и чужие. Сколько уж лет прошло, а я и сейчас помню репродукцию - портрет девушки из «Чехословацкого фото». В глазах ее, будто в зеркале, отражался не только сам фотограф, но и помещение, в котором он вел съемку, – так было потрясно снято! Портрет этот, мне кажется, не просто стену украшал, а эталоном служил, постоянно напоминал – вот как снимать надо!К слову, о «Чехословацком фото». Журнал тот в ту пору был в большом дефиците. На весь город из Москвы приходило экземпляра два-три, не больше, один из них «Союзпечать» выписывала персонально на Валентина. Конечно, и редактор Василий Петрович Соснин об этом просил, но и сами работники «Союзпечати», это уж точно, знали и уважали фотокора Капустина, откладывали ему журнал без напоминаний.Не помню, чтобы кто-то персонально наставлял Валентина в его ремесле. Он пришел в профессию, когда «старики», которые «с лейкой и блокнотом» войну отшагали и по большой везухе уцелели, уже уходили на пенсию, а фотоклубы, где можно было бы кое-что перенять, только-только появлялись. Конечно, нашего местного патриарха Коробицына он знал, и коллег и сверстников Калестина Степановича тоже, но не в той степени, чтобы они его профессионально опекали. Валентин по большей части учился сам, тут ему природная крестьянская сметка и упорство тоже пригодились. Иные книжки по специальности, журналы, тот же «Советское фото», порой мы с ним вместе изучали.Клава в противогазеПо молодости мы хохмили. В редакции это приветствовалось, потому что я вел в ту пору «Смехотворную пятницу». С Валентином мы первыми ввели в практику всякого рода сатирические фотоколлажи. Это из-под наших рук в газете появлялись, например, то автобус 133-го маршрута, вытянутый на 30 метров для пущей вместительности, то вертолет, уносивший здание ресторана «Белые ночи» в Архангельск на ремонт. Отдельные читатели, между прочим, принимали это наше творчество за чистую монету.Но однажды мы прокололись. В городском водопроводе тогда неделю шла пахучая вода. Вот мы и решили сделать снимок: хозяйка Клава в противогазе моет посуду. Противогаз, фартук и горку тарелок достали, кухней послужил умывальник фотолаборатории, а Клаву не нашли - редакционные дамы разбежались по делам. А время поджимало. Тогда решили снять крупняком - в противогазе, понятное дело, лица не видно. И противогаз этот пришлось надеть мне, ну и рукава рубашки закатать…Утром звонок одного из первых читателей, как в сказке про Красную Шапочку: а почему у Клавы такие мужские руки?Живые лицаАльбом «Город мой молодой» сегодня считается самым полным собранием фотографий по истории Северодвинска – 779 снимков. Когда еще только начинали работу над ним, принес я снимки Валентина Капустина художнику Андрею Жукову. Специально ничего не отбирал, взял скопом пакет с портретами, опубликованными в 70-80-е годы под будничными рубриками той поры – «Ударники пятилетки», «Передовики производства» и тому подобными. Принес и оставил посмотреть. Явился через неделю: ну как? Андрей с удивлением и долей восхищения:- Слушай, любой из снимков на обложку глянцевого журнала просится. Это ж надо, какие живые! В каждом – душа. Сейчас и лиц-то таких нет…То, что с одухотворенными лицами в либерально-демократической России напряженка, – это факт, а почему – это уже иной вопрос. Что сказать хочу - человека раскрыть Валентину удается даже в так называемых дежурных снимках на внутренние полосы газеты. Без искры Божьей такого не бывает.«От нас ушел отец…»Однажды нырнул за шторку его лаборатории, смотрю – на столе свежий отпечаток: мальчишка-подросток, лет тринадцати, а взгляд у него взрослый, нет, даже не так – глаза надломленного взрослого человека. Сердце дрогнуло. Смотрю уже на Валентина, а у того на лице – поймал репортерскую удачу за хвост. Рассказывает:- Вышел в парк - опробовать новый фотоаппарат. Смотрю, стоит у тополя мальчишка. Подошел ближе, щелкнул. Еще ближе. Гляжу, он будто от мира отрешенный, весь в себе. «Парень, ты чего?» Он: «От нас ушел отец…»В том снимке потрясающий эмоциональный заряд, схвачена целая драма! Я даже посоветовал Валентину, мол, так и назвать надо: «От нас ушел отец…» Редактор, правда, засомневался, и фото тогда в газете появилось под нейтральной подписью «Мальчишеские раздумья» или что-то в этом роде. Но через много лет в альбоме «Город мой молодой» этому, на мой взгляд, одному из лучших снимков Валентина я уже на правах редактора вернул свой вариант названия. Раздумья раздумьями, а за одним мгновением того кадра зримо стоит целая жизнь, и даже не одна.Вот так и за многими снимками Валентина стоит чья-то судьба, точнее, одно из ее мгновений, а за десятки лет его творчества – судьба нашего Северодвинска, так сказать, в покадровом раскладе.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!