Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 21 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 19 февраля 2009 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 19 февраля 2009 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Врагу не сдается наш гордый «Варяг»…»

Версия для печатиОтправить статью другу
Размышления о памяти и беспамятстве, а также о том, как пипл хавает. Два года назад из Москвы в наш город приехал адмирал Алексей Винник – бывший североморец. Он начинал службу в Молотовске на «Мурманске» - крейсере, который построил завод №402. В нашу редакцию Алексей Григорьевич прибыл с поручением – вручил мне Почетный знак Всероссийского движения поддержки флота. У него пространное название: «100 лет подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Это не медаль, тем более не орден - Почетный знак. Но, честно говоря, мне он дороже некоторых иных моих наград, более высоких по статуту. Потому что на стальной пластинке знака – «Честь и слава флоту России. «Варягъ». 100», а для русской памяти имя «Варяг» святое.

В КИНОТЕАТРЕ «Родина» в 50-х у меня было свое штатное место – на одном из угловых балкончиков, которых сейчас уж нет в помине. «Родина» тогда существовала первые годы, мой отец работал там по совместительству электриком и время от времени брал меня на сеанс. Много фильмов посмотрел я и в клубе имени Горького. А уж когда открылся кинозал в недостроенном ДК имени Ленинского комсомола, билетные кассирши знали мое пристрастие - первое место на первом ряду. В общем, большинство фильмов из своего детства я знал, что называется, наизусть. Среди них – «Крейсер «Варяг».

1 час 32 минуты

Лента старая, 1946 года, и, разумеется, сегодня можно много спорить о ее достоинствах, но мне она помнится и поныне. Вот не поленился и поднял фильмографическую справку: черно-белый, 1 час 32 минуты, сценарист – Георгий Гребнер, режиссер – Виктор Эйсымонт, оператор – Борис Монастырский, студия «Союздетфильм»…

Конечно, картина предназначалась не только для школьников. Снимали ее сразу после Великой выстраданной Победы, подвигами предков справедливо гордились, героев Отечества старались не забывать. Не случайно ведь роль командира крейсера «Варяг» капитана I ранга Всеволода Федоровича Руднева досталась тогда Борису Ливанову - он отличался и актерскими, и, как мы говорим порой, фактурными данными, которые соответствовали стереотипным представлениям о герое-офицере.

И как же в детстве я гордился своей бескозыркой, на ленточке которой значилось «Варяг»! Потом, спустя годы, мои познания о сражении близ Чемульпо и о последующих событиях постоянно дополнялись. С ними само словосочетание - крейсер «Варяг» - вбирало такие понятия, как честь, бесстрашие и, если хотите, удаль и отчаяние в той мере, какая присуща исключительно русскому человеку. Эти проявления нашего национального характера впечатлили Европу начала прошлого века. Немногие сегодня знают, что известную песню о «Варяге», воспринимаемую как народную, вообще-то, написал немецкий автор, а уж потом слова ее перевели на русский язык. Кстати, военный марш «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и на сегодня остается лучшим в репертуаре морских оркестров. Да и не только – это еще и музыкальный символ русского флота.

6000 тонн металла

Японцы приложили немало сил и средств, чтобы поднять наш крейсер, затопленный в бухте Чемульпо. Когда же подняли, то отремонтировали и ввели в состав флота под названием «Soya». А Россия посчитала делом чести вернуть корабль и даже в тяжелом, военном 1916 году денег на это не пожалела. С Дальнего Востока «Варяг» пришел в Мурманск - здесь формировалась флотилия Северного Ледовитого океана. Однако уже громыхала Первая мировая, и кораблю потребовался серьезный ремонт. В феврале 1917-го «Варяг» отправили к союзникам - в Англию. Следом вмешались октябрьские события, и англичане отказались вернуть советской России крейсер. А дальше, как в повести Виктора Конецкого «Путь к причалу», наш героический корабль стал обычными тоннами металла - его оказалось 6000 тонн. Во время буксировки на разборку «Варяг» затонул в Ирландском море.

В прошлом году на месте гибели крейсера работала специальная подводная экспедиция. Она окончательно подтвердила факт гибели корабля и назвала точные координаты его упокоения.

Отклик из Чили

В моей писательской практике случился такой памятный эпизод: к 100-летию Русско-японской войны я опубликовал свои заметки в «Корабельной стороне». Надо пояснить, что газеты нашего издательства «Северная неделя» действительно читает весь мир – через Интернет, и порой люди откликаются на статьи и даже дискутируют. Так получилось и с упомянутой публикацией. Она, как принято говорить, задела читателей за живое, особенно абзац, который, пожалуй, приведу полностью:

«Из всего множества вопросов, проистекающих сегодня из баталий Русско-японской войны, более всех меня занимает один: за что так бесстрашно, не жалея жизни, дрались тогда русские люди? За веру, царя и Отечество? Но Россия начала ХХ века не была ортодоксально набожной страной. Царя Николая II, которого сейчас пытаются изобразить святым, народ уже тогда не любил. За Отечество? Но социальный раздрай в русском обществе бытовал катастрофический. Тогда что же так мощно сплотило нашу нацию на палубах тихоокеанских кораблей и бастионах Порт-Артура? Нам бы не мешало прислушаться к тревожным колоколам Русско-японской войны».

Спорили читатели яростно. А самым горячим моим сторонником в тот раз оказался незнакомый мне человек, приславший свой отклик из… Чили. В тот день был у меня повод, чтобы с радостью удивиться: это в какой дальней южноамериканской дали знают про русский крейсер «Варяг»?!

Гуляют «мифы»

Подвигом наших предков восхищались и японцы. Иначе с чего бы им воздавать почести русским морякам?! Японцы создали музей «Варяга» в Чемульпо. У них, напавших на два наших корабля целой эскадрой, сомнений в героизме русских не было. А вот у современных российских «исследователей» сомнения появились. С чего бы?!

Мы живем в циничное время, когда при так называемом «новом взгляде» на историю России можно неплохо заработать. Находятся и охотники развенчать подвиг русских моряков. И вот уже просчитана и озвучена «цепь ошибок» командира «Варяга» Всеволода Руднева. Оказывается, крейсеру с канонеркой вовсе не надо было прорываться из Чемульпо днем. И открывать кингстоны тоже не следовало - лучше было бы крейсер взорвать. И так далее в том же духе...

Понятно, уютный писательский кабинет - не мостик боевого корабля, принимающего неравный бой, но наша невзыскательная, если не сказать безграмотная, публика такие дешевые наживки заглатывает как сенсацию и затем с видом знатока донимает вопросом: «А вы знаете, что?..»

Представьте себе - знаем. Знаем, где вопрошающий обыватель хватает исторические «вершки» - например, в книге В.Д. Доценко «Мифы и легенды российского флота». Знаем и то, что ее автор местами допускает в двух подряд предложениях по три грубые фактические ошибки (!) в датах и наименованиях.

Еще мы догадываемся, кем и для чего современная историография России сегодня ангажирована и почему «мифы», наспех испеченные дилетантами, свободно гуляют по стране. Наконец, мы совершенно точно знаем, как на сленге нынешних ушлых и продвинутых называется обывательская невзыскательность – «пипл хавает» - в переводе на русский язык – народ жрет все что попало…

Собери «Бисмарк»

8 февраля 1904 года – 105 лет назад - в корейских водах Тихого океана наши предки, русские моряки, совершили подвиг и обессмертили имя своего корабля – крейсера «Варяг». Но юбилейная дата в России XXI века, где взахлеб голосят о единстве, не стала общенациональной. Хотя, верно, могла бы послужить сплочению народа перед испытаниями нового столетия. Даже наш Военно-морской флот будто воды в рот набрал! А ведь его корабли носят тот же Андреевский флаг, что развевался над «Варягом». Вероятно, у заместителей командиров по воспитательной работе нынче другая печаль – как бы не слететь со своих хлебных должностей в пору грядущих сокращений «по Сердюкову».

Напрасно я искал в программе передач российского телевидения строчку со святым словом - «Варяг». Зато по рекламной линии РЕН-ТВ несколько раз крутили ролик «Собери «Бисмарк»! Гражданам предлагали купить в киоске сборную модель фашистского линкора «Бисмарк», чтобы на досуге порукодельничать и склеить ее. В сюжете с пафосом звучали и текст, и музыка… И это на экранах страны, «победившей фашизм»!

Так называемых российских правозащитников, а главное, нашего обывателя такой оборот не возмущает. В перерывах между сериальными дешевками обыватель теперь и не такую ядреную отраву жрет! Или, как модно нынче говорить, пипл хавает.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   «Подводный щит России»  |  Немцы загрузили «Океан»  |  Мы едины памятью  |  Злая вода  |  «Мама, не горюй!» ждала удачи  |
Из века в век   «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»…»  |
Регион   Вердикта жюри ждать недолго  |  Неподъемный грунт  |  Квоты держат у причала  |  У всех на устах  |  Без сокращений  |  «Юрий Долгорукий» ждет весну  |  Флот на новый лад  |  В несколько строк  |  «Петру Великому» скучно без «Нахимова»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2009
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com