Архангельский морской торговый порт перешел на зимний режим навигации. Чуть больше года назад на должность его капитана был назначен Николай Гуринов, моряк с тридцатилетним стажем, капитан дальнего плавания. Пробил час подвести первые итоги. Беседуем с Николаем Валентиновичем.
-ГОД ПРОШЕЛ достаточно напряженно, – признается он. - С первого дня занимался тем, что положено капитану порта по Кодексу торгового мореплавания, - обеспечением безопасности плавания, соблюдением порядка и законности в порту. К слову сказать, в этой работе штилевых дней практически не бывает. Работа ответственная, насыщена событиями и не дает расслабляться. В порту соприкасаются интересы промышленных предприятий, грузовладельцев, транспортников, это узел, где автомобильные и железнодорожные дороги получают продолжение на морских и речных путях. Обеспечение навигационной обстановкой и лоцманская проводка судов, дноуглубление каналов и фарватеров, расследование аварий, подъем затопленных судов – вот далеко не все, чем приходится заниматься коллективу администрации морского порта.К тому же на администрацию морского порта замыкается шесть портов-филиалов, которые расположены как поблизости - Онега, Соловки, Мезень, так и совсем далеко, например в Витино в Кандалакшском заливе и даже в Игарке, что находится в среднем течении Енисея. Отсюда определенные трудности в управлении, в решении вопросов. Часто приходится бывать в командировках в Москве - для взаимодействия с Федеральным агентством морского и речного транспорта, встречи-совещания нередко проходят и в портовых городах - в Мурманске, Санкт-Петербурге, в Новороссийске. В областной администрации и мэрии города Архангельска также частый гость.Безусловно, мне пришлось бы гораздо труднее, если бы не опыт нескольких лет в должности заместителя капитана порта. Убедился не раз, что самая трудная работа - это работа с людьми. Поэтому главную для себя задачу определил так: создать в коллективе доверительную и благоприятную атмосферу, которая должна максимально способствовать рабочему настрою каждого сотрудника, нацеливать их на общий результат.- Представлять государственные интересы в такой специфичной структуре, как морской порт, может далеко не всякий специалист…- Прежде всего, это должен быть моряк. Если человек, пусть он даже семи пядей во лбу, не ходил в море, ему с этой работой не справиться. Некоторым кажется, что мы даже разговариваем на языке, не всегда понятном людям «сухопутным». А если без шуток, то по закону о портах возглавлять государственное учреждение - администрацию морского порта - может гражданин России, имеющий диплом капитана морского судна водоизмещением более 3000 тонн, обязательно проработавший в этой должности. Обязательно - высшее судоводительское образование. Приветствуется опыт организационной и управленческой работы, разумеется, во флотской организации. То есть требования высокие.- Хотя для морской общественности вы человек не случайный, для большинства населения нашего региона во власти вы появились неожиданно. Расскажите немного о себе.- Родился в 1954 году в Плесецком районе. Закончил среднее мореходное училище имени капитана Воронина. В 1973 году был принят на работу в Северное морское пароходство, ходил в море на грузовых судах третьим и вторым помощником капитана. Быстро понял, что для успешной работы на флоте нужны глубокие знания по специальности: поступил учиться в Ленинградское высшее инженерное морское училище. В 1980 году получил диплом об окончании судоводительского отделения. Когда приобрел достаточный опыт, «наплавал» ценз, был назначен на судно уже старшим помощником капитана, затем - капитаном. С 1998 года работаю в администрации морского порта. Начинал в инспекции портового контроля. С благодарностью вспоминаю своих наставников - Виктора Алексеевича Шершнева, Георгия Алексеевича Ларионова, Валерия Николаевича Большакова, Анатолия Павловича Шумакова, Сергея Сергеевича Ястребцева. Всегда мог обратиться к ним с профессиональными вопросами, да и с житейскими… Жена, кстати, имеет к морю прямое отношение, работала в корректорском отделе навигационной камеры СМП. Две взрослые дочери живут самостоятельно. Подрастают две внучки. Увлекаюсь охотой, второе увлечение - автомобиль. Но при нынешней должности для других занятий, кроме работы, просто нет времени.- Что ждет Архангельский порт в перспективе?- Порт должен, обязан развиваться. Имеющиеся сегодня мощности используются только на 60-70 процентов. 1300 судозаходов за год - не предел. Есть резерв для увеличения объема перевалок грузов, для привлечения новых грузопотоков. Хотя, справедливости ради, надо признать, что тенденция роста существует: за 9 месяцев нынешнего года в сравнении с прошлым грузооборот порта увеличился на 10 процентов. Модернизация системы управления движением судов, проведенные дноуглубительные работы в порту позволили принимать у нас суда большого водоизмещения - длиной 180 метров и шириной 30 метров. Такие танкеры смогут принять груза на треть больше, чем это делалось прежде на нефтебазе Талаги. Лоцманская служба, наши специалисты определят возможность судозаходов танкеров подобных размеров на постоянной основе.В нынешнем году меня избрали в совет по транспорту при главе администрации Архангельской области. Вопросы развития первого порта России для руководства области, уверен, имеют первостепенное значение. К примеру, в 2010- 2011 годах планируется выделение значительных средств на дноуглубление фарватеров порта. Уже разработан проект строительства глубоководного порта в районе Сухого моря. Его воплощение в жизнь позволит заходить в порт судам грузоподъемностью до 70 тысяч тонн, а в целом грузооборот порта после ввода в эксплуатацию Белкомура увеличится до 50 миллионов тонн.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!