В конце 1949-го северодвинцы передали флоту корабль, который и сегодня связывает судьбы многих
Об эсминцах проекта 30-бис мне с гордостью рассказывал всякий ветеран Севмаша, кому довелось работать на заводе № 402 в конце сороковых - начале пятидесятых. И вот что примечательно: все они вспоминали множество историй, массу деталей, на первый взгляд, не имевших прямого отношения к кораблям как таковым.Скорее все сказанное более касалось личной биографии самих рассказчиков. И только потом я понял, отчего эти самые эсминцы были для них не просто новыми кораблями, которые большим числом восполняли боевые порядки нашего флота, истерзанного войной. Они были кораблями их юности. А такие, как правило, не забываются...Дело трех директоровВ просторечии их звали «тридцатки-бис». Самая большая серия надводных кораблей советского флота строилась одновременно четырьмя заводами. В Молотовске головной корабль нарекли «Огненным». Он для будущего Севмаша оказался примечательным во многих отношениях.Во-первых, для молотовчан это был первенец крупной серии кораблей более высокого, второго ранга. Во-вторых, строительство их знаменовало принципиально новый технологический этап – с внедрением позиционно-монтажного конвейера, с крупногабаритной сборкой, с широким применением электросварки и великим множеством иных новшеств, которые свидетельствовали об одном: вынесший тяготы войны северный Судострой обретает настоящую силу. Но это производственная сторона. Более всего история «Огненного» удивительна известными именами и переплетениями судеб множества его строителей и моряков.О таких кораблях мечтал Сергей Боголюбов – знаменитый директор, принявший молотовский завод в 1942-м. В пору его руководства молотовчане строили «большие охотники», и строили эти третьеранговые корабли не от хорошей жизни, а под гнетом обстоятельств внезапно начавшейся войны. Эсминцы же Сергей Александрович относил уже к кораблям «настоящим» - под стать заводским масштабам. Но этой боголюбовской мечте не суждено было сбыться. Жестокий поворот судьбы – в ночь перед выводом «Огненного» из 50-го цеха в бассейн директора арестовали. По ложному обвинению.Тогда ставить производство эсминцев на поток выпало сменившему Боголюбова Григорию Волику – человеку своеобразному, в чьей жизни историк-биограф отыщет немало любопытных моментов. Три года директорствовал Григорий Кононович, и хотя сегодня он мало известен большинству заводчан, в заслугу ему нужно поставить именно «Огненный» и все последующие семнадцать его молотовских кораблей-собратьев. Сменивший его Евгений Павлович Егоров принял предприятие, когда вся серия эсминцев уже прочно стояла в сдаточной программе. А Григорий Волик, чья подпись, к слову, значится в приемном акте «Огненного», впоследствии работал в Комсомольске-на-Амуре, на Киевском судостроительном, был удостоен Звезды Героя Социалистического Труда…Боевой экипажПервый командир «Огненного» - Николай Загольский. Долгое время не удавалось отыскать послужной список Николая Герасимовича. Потом уже выяснилось: он из черноморцев, боевой офицер, прошедший Великую Отечественную на знаменитом черноморском «Незаможнике». Назначение на головной молотовский эсминец Загольский получил не случайно – службу свою он нес блестяще, был из тех командиров, которых ценила, уважала вся команда. К слову, о поколении воевавших. В старшинском составе «Огненного», как выясняется, было немало сверхсрочников-североморцев – из тех, кто воевал, ходил на линкоре «Архангельск» и крейсере «Мурманск». Наличие столь опытных моряков в экипаже эсминца в морской практике очень много значило.Осенью 1955 года корабль под свою команду принял еще один участник Великой Отечественной – Евгений Шахов, достаточно известный в нашем городе человек, как среди флотских, так и заводчан. К этому времени эсминец «Огненный» (воинский номер экипажа – 62692) базировался в Североморске, отходил тысячи миль, и в ноябре его отправили в Молотовск – на модернизацию. Как выясняется, на возвращении «Огненного» к заводскому причалу тогда настоял директор Егоров – предприятие испытывало трудности с работой, и Евгений Павлович вовремя просчитал возможность поддержать свой завод ремонтным заказом. Модернизация корабля действительно проходила одновременно с капитальным ремонтом. Одни только корпусники поменяли на эсминце практически всю обшивку. Впоследствии они рассказывали: металл в иных местах «сносился» до 6 мм, поскольку корабль на базе не простаивал, а месяцами считал мили в море. Именно с «Огненного» на заводе №402 началось масштабное применение электросварки. Мужчин на заводе не хватало, и тогда нелегкую профессию стали осваивать молодые девушки, был даже объявлен специальный набор, и поэтому корабль оказался памятным именно для первых сварщиц Севмаша.Тогда же заводчане обновили радиолокационное вооружение корабля, смонтировали на нем новейшую по тем временам гидроакустику. Об этом мне рассказали ветераны цехов №5 и 11 Севмаша, которые по особому договору шефствовали тогда над экипажем «Огненного».Сами же моряки вспоминали, что многие из них, сойдя на берег, затем очень быстро освоились с «сухопутной жизнью» и завода, и Молотовска. Они всем экипажем строили деревянный жилой дом в районе нынешней улицы Портовой, обустраивали стадион ДОФа, где первый зеленый покров газона вручную укладывали дерном. К слову, на эсминце «Огненный» была и своя футбольная команда, и какая! В первый же год своего участия в чемпионате города она стала лучшей. Потом, после демобилизации, нескольких моряков-футболистов «Огненного» настойчиво «сватали» в свои ряды сразу несколько команд.В 1958-м командир «Огненного» Евгений Шахов принял под свое начало дивизион строящихся и ремонтирующихся надводных кораблей в Молотовске. Но с «Огненным» Евгений Иванович не расстался и после окончания модернизации сам же и отвел его с завода на североморскую базу, а затем служил на командных должностях вплоть до печально известного «хрущевского сокращения». На Севмашпредприятие офицера запаса Шахова позвал лично Евгений Павлович Егоров, а он, как известно, приглашал лучших. Бывший командир «Огненного» проработал главным капитаном завода 13 лет. А горожанам Евгений Иванович Шахов был знаком и как ветеран-общественник, и как внештатный автор газеты «Северный рабочий». В свое время мы встречались, и Евгений Иванович охотно знакомил меня со своим небольшим, но очень своеобычным историческим архивом. Жаль, сегодня он утрачен...Еще о трех офицерах «Огненного» непременно следует сказать – по службе они добились больших успехов. Так, В.И. Лазарев, принявший корабль от Шахова, вырос впоследствии до адмиральского звания. Как и старпом Г.А. Баско – преподаватель Военно-морской академии. Контр-адмиралом вышел в отставку и бывший офицер-артиллерист эсминца В.А. Попович. Помнится, в год ельцинской вакханалии со сменой флагов он смело выступил в «Красной звезде» с глубоко патриотичной статьей «Не стыдитесь советского флага, военные моряки!»Из экипажа «Огненного» в нашем городе осталось немало моряков. В основном они шли работать на Севмаш или же в ЭМП (ныне СПО «Арктика») по знакомой им корабельной специализации: Николай Михалев, Петр Дорожкин, Виталий Екимовский, Борис Патлань, Василий Годун, другие. Были и строители. Например, Дмитрий Иванович Ушаков. Горожане просто обязаны помнить это имя и то, как в семидесятых гремела по городу слава о его бригаде – сотни жилых домов возвела она в Северодвинске...Питерские тезкиИ, наконец, есть смысл рассказать об одном любопытном нюансе с наименованием не только эсминца «Огненный», но и кораблей его серии, построенных в Молотовске...Примерно за год до начала войны ленинградский завод № 190 имени А.А. Жданова приступил к строительству серии эсминцев проекта 30. Три из них – «Огненный», «Ожесточенный» и «Острый», заложили на стапелях в 1940-м, еще один – «Отчетливый», в феврале 1941 года. Примерно тогда же на другом ленинградском заводе, №189 имени Орджоникидзе, заложили такой же эсминец – «Отражающий». Затем, в апреле 1941, года этот корабль перевели на тот же завод имени А.А. Жданова. Сделали это, вероятно, из стремления сконцентрировать строительство «тридцаток» на одном предприятии. В пользу этого говорит и тот факт, что, помимо упомянутых кораблей, на заводе №190 намеревались заложить еще несколько таких же эсминцев, и в том числе «Отрадный», «Оживленный» и «Отзывчивый». Но началась война, и достроить корабли не удалось – пять из них разобрали на стапеле, а остальные так и остались строкой заводского плана.Однако внимательный исследователь обратит внимание на то, что эсминцы с такими наименованиями все же появились в составе советского флота, хотя и после войны. «Огненный», «Ожесточенный», «Острый», «Отчетливый», «Отрадный», «Оживленный» и «Отзывчивый» - все построены на молотовском заводе №402 в большой серии кораблей, но уже по новому проекту – 30-бис. При этом «Огненный» - головной эсминец проекта 30 ленинградцев, «оказался» головным кораблем проекта 30-бис у молотовчан.Можно считать простым совпадением, можно строить догадки – уж не проявил ли здесь инициативу Сергей Александрович Боголюбов, который перед войной руководил «ждановским» заводом, а затем был переведен в Молотовск, где после войны начинал серию «тридцаток-бис». В любом случае, в этой коллизии просматривается еще одна тоненькая ниточка, связавшая ленинградские верфи и наш северодвинский завод.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!