С места в карьер переходят только лошади. С кораблями так не бывает
С той самой поры, как стараниями русского купца Михаила Бритнева портовому пароходу «Pailot», что трудился поздней осенью 1864 года на переправе Кронштадт - Петербург, «скосили» форштевень, началась новая эра мореплавания – эра ледокольного кораблевождения.Потом в продолжение бритневской идеи и начинания адмирал Степан Макаров выдвинул проект линейного ледокола, которому было бы под силу одолеть не балтийские, а уже арктические льды. С большим трудом, но макаровский «Ермак» пробился-таки (на то и ледокол?!) сквозь чиновничьи преграды к чистой воде. И к мировой славе!Потом были десятилетия эры русских паровых ледоколов, которую достойно продолжали моряки Советского Союза. Были в истории Отечества и первый в мире атомный ледокол, и целое семейство его собратьев, были мировые рекорды арктической навигации, и была «Арктика» - первый корабль, достигший в свободном плавании географической точки Северного полюса – настоящий триумф русской идеи! А потом было явление народу уральского прораба Ельцина с его маниакальным реформаторством. В результате страну загнали в тупик, а конкретно русский (советский) ледокольный флот оказался в затхлом заливе, изобилующем мелководьями.Трагедия державыНи в том, ни в другом слове этого подзаголовка нет преувеличения. Советский Союз был настоящей арктической державой, под стать ему державным был и ледокольный флот. Россия была единственной страной в мире, которая имела флот гражданских атомных ледоколов. Только в период с 1975 по 1992 год его ряды пополнили 7 атомоходов. А помимо этого имелся еще и флот дизель-электрических ледоколов – линейных, портовых, военных, вспомогательных, гидрографических… То, что происходило с этим флотом в последние семнадцать лет, правомерно назвать трагедией национального масштаба - за время так называемых «реформ» Россия не построила ни одного, даже самого скромного по мощности ледокола! Только в прошлом году после 18 лет (!) строительства, с более чем 10-летним опозданием, хотя и под громкие фанфары, был сдан наконец в эксплуатацию атомный ледокол «50 лет Победы» - последний атомный ледокол второго поколения. Пока «суверенная Россия» пыжилась, чтобы дать жизнь заложенному еще в годы Советского Союза кораблю, ее ледокольный флот стремительно старел… В 1993-м была выведена из эксплуатации «Сибирь», лишь после выполнения специальных ремонтных работ удалось ненамного продлить срок эксплуатации «Арктики», остальные атомные ледоколы, как и подавляющее число дизель-электрических богатырей, подошли к эксплуатационной черте полного износа. В перспективе - через 10 лет у России останется лишь два атомных ледокола – «Ямал» и «50 лет Победы», разумеется, уже постаревших. Это серьезный стратегический провал, если вспомнить об экономических ориентирах нации, которые объявлены действующими президентом и премьером – интенсивное освоение северных территорий и шельфа.Потепление не поможетУповать на глобальное потепление климата не приходится. «Потепления», которым нас, северян, пугают в последнее время, мы никак не ощущаем, а если и ощущаем, то последние два года с точностью до наоборот. Даже если поверить утверждениям, что через 20 лет скорость таяния полярных льдов увеличится вчетверо, то сокращение площади многолетних льдов почти не затронет море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. В нашем Западном секторе Арктики льды останутся, хотя и не той крепости. Значит, нужны и ледоколы.Транспортные системы других полярных стран ориентированы, как и в России, преимущественно на вывоз полезных ископаемых, завоз промышленных грузов и товаров для населения, транспортное обслуживание военных объектов на побережье и островах. В США в настоящее время имеется в наличии три тяжелых арктических ледокола, которые входят в состав ВМС и находятся в эксплуатации на протяжении более 30 лет. Канада – владелец громадных пространств на Крайнем Севере Америки, эксплуатирует, взяв в аренду четыре американских легких ледокола, которые и морально, и физически давно устарели. Вместе с тем Канада уже официально заявила о программе строительства своих атомных (!) ледоколов, а США близки к такому же решению. А верфи тех и других могут строить много, качественно и быстро.У нас только месяц назад официально объявлено о проектировании универсального атомного ледокола. Технический проект его якобы будет готов в следующем году, а сам корабль планируется построить к… 2015-му. До 2020 года намечено построить еще два универсальных судна и один линейный ледокол. Не мало ли, если всего России для работы в Арктике требуется не меньше семи новых ледоколов?! После многолетнего перерыва якобы возобновляется строительство дизель-электрических ледоколов. Но и в этом случае очень смущают большие сроки. Вся программа строительства ледокольного флота России оценивается в 97 млрд рублей. Тоже не впечатляет, особенно если памятовать о том, что осваивать эти деньги некому - Объединенная судостроительная корпорация с нынешними темпами ее организации будет разворачиваться еще лет десять. А Европейский Союз, США и Канада ждать не будут. Всемирная схватка за ресурсы Арктики уже началась. Спор будут вести политики, но мы не сможем в нем участвовать, если до ресурсов нам будет не на чем добраться.Бизнесу «по барабану»В августе этого года весь уцелевший атомный ледокольный флот России перейдет из доверительного управления, которое осуществляло Мурманское морское пароходство, под контроль государственной корпорации «Росатом». Корпорация создала специальное свое подразделение - «Атомфлот». Мера эта вынужденная. Мурманским пароходством нынче управляет частный российский бизнес, а ему, как показало время, проблемы России, как говорится, «по барабану». Зато проблемы у страны назрели.Песня о государственном ледокольном флоте в России давняя. Еще в 2000 году новоиспеченный президент Владимир Путин провел на борту атомного ледокола «Россия» совещание по перспективам развития Севера. Тогда он заявил, что альтернативы ледокольному флоту в освоении богатств Арктики нет, и потребовал от Минтранса сделать ставку на его развитие. Давно прошли все сроки, и Минтранс расписался в собственном бессилии.Теперь, когда крепко «прижало», ситуацию пытаются лихорадочно «вырулить». Уже объявлено, что на развитие атомного ледокольного флота в 2008 году Россия выделила 800 млн рублей, а для обслуживания судов, в том числе и новых, будет создана специальная инфраструктура. В частности, для переработки радиоактивных отходов. К слову, об этой проблеме мы писали в №27 «КС» от 17 июля. На днях в Москве чиновники подписали международное соглашение о строительстве для России на итальянских верфях судна-контейнеровоза грузоподъемностью 720 тонн для транспортировки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов любого типа. Назван и срок сдачи судна - 2011 год.На созданный ФГУП «Атомфлот» скопом понаехали чиновники, в частности, работает комиссия, задача которой - обеспечить сохранение всех социальных гарантий плавсоставу атомного ледокольного флота и судов технологического обслуживания. За основу нового коллективного договора они решили взять уже действующий на ФГУП коллективный договор. Он будет дополнен положениями, включающими в себя все лучшее, что моряки-атомщики имели во время работы в составе Мурманского морского пароходства. В частности, «Росатом» уже объявил, что оператор на пульте атомного ледокола должен получать не меньше, чем оператор на АЭС. В октябре 2008 года зарплата в «Атомфлоте» вырастет на 30%, в первом полугодии 2009 года - еще на 30%. Зарплата повышается не только специалистам, имеющим дело с ядерной энергетикой ледоколов, а всем – штурманам, механикам, матросам… Расчет делается на то, что кадры моряков из «частного» Мурманского пароходства теперь потоком перетекут в новое пароходство – «атомфлотовское».Точно не помню, кто из наших литературных классиков минувшего века назвал ледокол «исконно русским изобретением» и даже, на мой взгляд, невпопад сравнил его с таким же национальными придумками, как самовар, балалайка и матрешка… Без балалайки и матрешки, нет сомнений, наша страна как-нибудь да проживет, без самовара, скорее всего, тоже, а вот без ледоколов – никак! Если, конечно, провозглашенный путь российской экономики – на Север – не очередное пустозвонство.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!