Военно-техническое сотрудничество за рубежом считают вполне респектабельным бизнесом Один из наших читателей так отозвался на опубликованную в прошлом номере «КС» заметку об участии неизвестных русских корабелов в авантюрах колумбийской наркомафии:
«А может, продать пару АПЛ… мафии? «Наши» чиновники, квасные патриоты, ведь гордятся тем, что продали на миллиарды оружия, в том числе и в воюющие страны. Ну да, деньги-то кровью не пахнут».СРАВНЕНИЕ военно-технического сотрудничества с работой на преступников – это, конечно, полемическое преувеличение. Но в самом деле, как в демократическом сообществе теперь принято смотреть на военно-техническое сотрудничество (ВТС)? Наверное, давно от него отказались? Вот лишь несколько новостей.Объем портфеля заказов британских оборонных компаний на сегодня составляет 33% мирового рынка, сообщает газета «Взгляд» со ссылкой на «Financial Times». По данным британской организации по вопросам обороны и безопасности, общая сумма иностранных военных заказов в Великобритании в прошлом году составила 10 млрд фунтов стерлингов, почти вдвое превысив аналогичный показатель 2006 года.Такой рост стал возможен благодаря заключенному в сентябре 2007 года контракту с Саудовской Аравией на поставку 72 истребителей «Eurofighter EF-200 Typhoon» на сумму 4,4 млрд фунтов стерлингов, не считая расходов на техническое обслуживание самолетов и подготовку пилотов. При этом всплывают любопытные подробности. Английские СМИ сообщают, что ради этого контракта остановлено расследование скандального «дела принца Бандара бин Султана», который помог заключить сделку между Великобританией и Саудовской Аравией на поставку самолетов «Tornado». По некоторым данным, принц получил до 10 млрд фунтов «откатов». Так вот, в 2006 году саудиты прямо увязали вопрос о контракте на «Тайфуны» с прекращением дела о «Торнадо». Срыв сделки привел бы к увольнению тысяч сотрудников военных предприятий. Рынок рынком, но цивилизованная страна стремится избегать подобных бед. В конце 2006 года следствие было прекращено как «угрожающее национальной безопасности». Как видим, и в Англии закон не всегда беспристрастен…Второй контракт, выведший Англию в лидеры по объемам заказов, – поставка шести 30-метровых быстроходных алюминиевых катеров для береговой охраны Тринидада и Тобаго. Несколько аналогичных кораблей будут построены и для Омана.Третье важное направление оружейного экспорта Королевства – США, куда британцы поставляют стрелковое оружие, боеприпасы, двигатели для самолетов и сами самолеты.По некоторым данным, прошлогодние заказы позволяют Британии стать второй в мире за последнюю пятилетку, пропустив вперед лишь США. Общий объем экспорта вооружения из США за указанный период составил 63 млрд долларов (32 млрд фунтов стерлингов), из Британии – 53 млрд долларов. Объем экспорта из России оценивается в 33 млрд, из Франции – в 17 млрд, из Германии и Израиля – по 9 млрд долларов.Правда, некоторые эксперты по итогам прошедшего года ставят Великобританию лишь на шестое место – после США, России, Германии, Франции и Голландии. При этом оценивают сумму не заключенных контрактов, а реальных поставок.Как бы то ни было, англичане рады достигнутому. «Мы гордимся тем, что британская оборонная промышленность остается мировым лидером, – отмечает один из экспертов. – Такой успех стал возможен благодаря инвестициям, сделанным в 1990-е». Неплохо сравнить это с тем, что пережила в те же 90-е российская оборонка…Стремлению наладить сотрудничество порой не мешают даже политические разногласия стран. Так, украинское предприятие «Мотор Сiч» сделало предложение России о создании нового двигателя для российских крылатых ракет, заявил глава «Мотор Сiч» Вячеслав Богуслаев. По его словам, новый агрегат «легче, имеет лучшую топливную эффективность при сохранении той же мощности», а также компактнее аналогов, передает РИА «Новости». При этом выпускать двигатели руководство предприятия намерено в России – в Дубне уже приобретен земельный участок.Впрочем, недавно премьер-министр России Владимир Путин заявил о необходимости покончить с зависимостью от Украины в области авиационного и ракетного двигателестроения. В первую очередь речь шла как раз о двигателях производства «Мотор Сiч», установленных на ракетах Х-35 «Уран», Х-55 и Х-59М «Овод-М». В ближайшие годы выпускать ракетные двигатели для отечественных систем начнут российские НИИ. При этом и они будут работать не только на внутренний рынок, но и с прицелом на ВТС. Так, ОАО «НПО «Сатурн» определено исполнителем совместных опытно-конструкторских работ по созданию турбовентиляторного двигателя для индийских беспилотных летательных аппаратов.Сайт Navy.ru сообщил, что 119 военнослужащих ВМС Малайзии недавно завершили во Франции четырехлетнюю подготовку для службы на неатомных ПЛ класса «Scorpene». Две субмарины заказаны у Франции в 2002 году. Обучение продолжают проходить еще 143 малазийца. Обучение подводников проводится в Бресте и завершится в июле 2009 года. Первая подлодка «KD Tunku Abdul Rahman» прибудет в Малайзию также в июле следующего года.Заглянем и в Новый Свет. ВМС Бразилии заключили с правительством США соглашение на поставку четырех вертолетов S-70B «Seahawk» компании «Sikorsky» за 195 миллионов долларов с последующей возможностью увеличения объема заказа, сообщает сайт Lenta.ru. Аппараты приобретаются для усиления единственной бразильской противолодочной эскадрильи, на вооружении которой состоят вертолеты ASH/SH-3D «Sea King», полученные с 1972 по 1996 год. Закупки новой техники планируется продолжить в 2010-2015 годах и довести их общее количество до 12 единиц.Тендер на морские вертолеты был объявлен бразильским флотом в 2004 году. В качестве возможных кандидатов помимо «Seahawk» рассматривались еще четыре аппарата, в том числе российский Ми-171.Лишь иногда факты ВТС разочаровывают национальное общественное мнение – но не из пацифизма. Так произошло в Латвии после того, как программа строительства латвийских ВМС силами отечественных предприятий обернулась привлечением в качестве разработчика проекта и строителя германской судоверфи. А ведь в 2003 году Минобороны продвинуло заказ на пять патрульных катамаранов именно под флагом поддержки отечественного судостроителя, напоминает сайт delfi.lv.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!